С поправками на кризис

20 октября 2008, 00:00
  Урал

Финансовый кризис внесет коррективы в процесс развития промышленных зон, считает директор Центра стратегических разработок «Северо-Запад» Владимир Княгинин:

— В России опыт создания промышленных зон пока широко не распространен. Есть примеры, когда они разворачиваются при значительной поддержке регионов: так, в Калуге промзоны стали фактически инструментом регионального развития.

В Петербурге, Ленинградской и Московской областях они выстраивались как частный бизнес, кстати, высокорентабельный. Финансовый кризис, вероятно, на какое-то время притормозит их активное развитие. В новых условиях поддержка государства станет для промзон еще более важным фактором.

Надо учитывать, что регионы развиваются неравномерно, и если Петербург, ближнее и дальнее Подмосковье столкнулись с запросом на промзоны уже несколько лет назад, то для многих других субъектов РФ вопрос приобрел актуальность в последнее время.

Волна промышленных инвестиций, требующих своих территорий, появилась не так давно. До этого, пока у нас шел восстановительный рост экономики, в основном использовались незагруженные мощности. Три-четыре года назад мы достигли предела по загрузке, далее на их основе увеличивать многие производства становится невозможно. Кроме того, советские промзоны, расположенные в центрах городов, постепенно уходят под редевелопмент: высока ценность земли. А новые компактные эффективные производства предъявляют совершенно другие требования.

Обычно из десяти инвесторов, декларирующих готовность разместиться, реально размещается один, а подготовка подобного рода сделки занимает несколько лет. Важно, чтобы регион смог привлечь в промышленную зону якорного инвестора, определяющего профиль индустриальной территории. Ориентируясь на него, туда придут другие компании. Но известно, что такого уровня предприятия обычно размещаются в центрах рынков. Если регион к таковым не относится, ему трудно будет соревноваться за внимание значительного предприятия. Выход — сетевые промышленные зоны, когда инвестору предлагается выбрать площадку сразу на нескольких территориях; частно-государственное партнерство, когда бизнес и государство делят риски создания таких зон. Потому что если в Подмосковье и Петербурге ситуация практически беспроигрышна: промзона будет востребована, то в регионах второго и третьего порядков придется долго и напряженно вести работу, чтобы привлечь инвестора. И ждать там такой же эффективности, как у лидеров, не приходится.

В условиях кризиса государство еще чаще будет вынуждено брать на себя затраты на инфраструктуру, финансирование такого рода зон, чтобы помочь промышленности пережить сложный период. Так, в Восточной Европе действует программа развертывания новых промзон и индустриальных парков. В странах Балтии они субсидируются структурами Евросоюза. На Украине неоднократно принимались попытки принять специальные законы, поддерживающие индустриальные парки: сейчас дискуссия на эту тему вышла на новый виток.