Вперед и вверх

18 сентября 2006, 00:00
  Урал

Российское машиностроение - на новом этапе развития. В числе основных составляющих успеха - инвестиции, эффективный менеджмент, квалифицированный технический персонал, указывает директор по продажам бизнес-единицы «Уралмашспецсталь» дивизиона «ОМЗ-Спецсталь» Сергей Колесниченко

— Сергей Алексеевич, что происходит в машиностроении сегодня и чего вы ждете завтра?

— На металлургическую продукцию значительно растут цены, что позволяет российским металлургам формировать большие бюджеты на техперевооружение. Значит, есть бизнес для нас — поставщиков металлургических заготовок для оборудования и запчастей: за прошлый год этот рынок увеличился на 20 —30%. Но основные проекты техперевооружения в крупных компаниях закончатся в 2008 году, в дальнейшем будут проводиться только локальные поддерживающие мероприятия.

На мировом рынке сегодняшний потребитель Китай скоро выйдет в экспортеры. Следствием станет снижение цен на оборудование и сокращение заказов.

— И какова ваша стратегия в этой ситуации?

— Во-­первых, работа на традиционных для нас рынках (Казахстан, Индия и Пакистан). Здесь для нас сохраняется режим наибольшего благоприятствования — нас знают. На этих рынках мы закрепляемся не только с помощью агентов, но и с помощью открытия представительств. Так, до конца года откроется представительство в Шанхае (Китай сегодня — ведущий потенциальный партнер), а в следующем году — в Дюссельдорфе (это форпост в Западной Европе).

Во­-вторых, выход на новые территории. В этом году мы сделали пробные шаги на рынках Бразилии, Германии, Франции, США, Турции и Украины. Работать на них существенно сложнее.

— Почему?

— В этих странах сильные конкуренты, и нас там никто не ждет. Выход на новые рынки требует массы времени на налаживание коммуникаций, подтягивание под стандарты региона (особенно технические). Еще один вариант, облегчающий освоение новых территорий, — стратегические альянсы с другими компаниями.

— В самом российском машиностроении немало проблем. Какие из них наиболее серьезны?

— В отрасли две мегапроблемы. Первая — оборудование: оно крайне изношено и плохо модернизируется (долго окупается). Вторая — колоссальный провал в подготовке кадров: работников в возрасте 35 — 45 лет практически нет. Обе проблемы характерны для всего мира. Особенность машиностроительной отрасли в том, что для глобальных преобразований в ней требуется не одно десятилетие.

Интервью взяла Ольга Логинова