По машинам

Ольга Логинова
18 сентября 2006, 00:00
  Урал

Важнейшая тенденция 2005 года: почти половину наиболее динамичных компаний-экспортеров составили предприятия машиностроительного сектора. По мере стабилизации в мире сырьевой конъюнктуры уральские машиностроители имеют все шансы усилить позиции

Обострение конфликта на Ближнем Востоке поставило под вопрос прогнозируемость цен на нефть. В августе Агентство S&P заявило: поставки нефти из Ирана могут быть прекращены, а Ормузский пролив, канал основного танкерного сообщения с Ближним Востоком, перекрыт. S&P считает, что при таком развитии событий цена нефти легко достигнет отметки в 250 долларов за баррель. Минэкономразвития РФ озвучило другие цифры: 61 доллар за баррель Urals для расчета базового бюджета­2007, 75 долларов — по оптимистичному сценарию, 45 — по пессимистичному.

Пока (на конец августа) цена на российскую нефть марки Urals закрепилась на уровне 75 долларов за баррель, на 22% превысив сентябрьский максимум прошлого года. Стабильно благоприятная мировая конъюнктура обеспечивает России в целом и Уралу в частности высокую динамику экспортных доходов.

Общие результаты

Объем экспорта компаний УралоЗападносибирского региона в 2005 году достиг, по данным Федеральной таможенной службы, 51 млрд долларов. Это составляет пятую часть российского экспорта. Участниками нашего рейтинга экспортировано продукции более чем на 45 млрд долларов. При этом в рейтинге по причине закрытости данных не представлены крупнейшие предприятия атомной промышленности: ПО «Маяк», «Электрохимприбор» и Уральский электрохимический комбинат, на долю которых приходится, по нашим оценкам, порядка 300 — 400 млн долларов.

По отношению к предыдущему году уральский экспорт увеличился на 29%, причем прирост сотни крупнейших составил 55%. Но то, что кажется результатом усиления позиций крупного бизнеса в экспортных направлениях, на деле — следствие значительной ротации среди крупнейших экспортеров и свидетельство нестабильности внешних рынков для уральских производителей.

Ведущим экспортером региона остается Тюменская область (включая ХМАО и ЯНАО) — 58%. Минувший год был удачным для Башкортостана: показав рост в 60%, он вышел на второе место с результатом 12%. Такая же доля у Челябинской области: она ослабила позиции, потеряв динамику (15%).

Наш прошлогодний прогноз усиления диспропорции уральского экспорта в сторону увеличения доли продукции ТЭК оправдался (см. «Вези, пока везет»): она выросла с 61 до 69%, значительно потеснив не только обрабатывающие производства, но и металлы.

Минувший год укрепил тенденцию переориентации экспорта на западно­европейские рынки: доля этого направления увеличилось на 83% (на 8,6 млрд долларов). Западная Европа в структуре экспорта составила 42% (против 33% в 2004 году), потеснив Восточную Европу и ближнее зарубежье с 20 — 22% до 15 — 16% по каждому направлению. Однако растущий экспорт в Западную Европу — вовсе не показатель конкурентоспособности уральских товаров. Это лишь следствие увеличения поставок сырьевых биржевых товаров на европейские склады, откуда они потом расходятся по всему миру. Хорошими темпами (57%) продолжали наращивать импорт страны Азии: их доля выросла на два пункта до 15%.

Крупнейшими импортерами уральской продукции в Западной Европе стали Нидерланды (треть экспорта в этом направлении), Германия и Италия (еще по четверти). Основные потребители в ближнем зарубежье — Украина (39%) и Казахстан (24%). Среди стран Восточной Европы отличились Польша (44%) и Румыния (18%), в Азии — Китай (23%) и Турция (20%).

№ 1: Нефть

Определяет тренд уральского экспорта подъем мировых цен на нефть, продолжающийся уже более семи лет и выгнавший стоимость барреля на отметку 78,49 доллара (максимум 8 августа 2006 года). Только за 2005 год средняя экспортная цена на нефть и нефтепродукты в торговле России со странами вне СНГ увеличилась в 1,5 раза до 344 долларов за тонну (около 55 долларов за баррель). Средняя цена Urals на мировом рынке в январе — августе 2006 года составила 62,97 доллара за баррель, прирост за полугодие — 31%.

К основным факторам роста цен на нефть аналитики относят сокращение запасов нефти в США, напряженность вокруг Ирана, продолжающийся рост спроса на нефтепродукты.

В марте 2006го в ОПЕК предсказывали: потребление нефти за год в мире увеличится на 1,8% по сравнению с 2005м, а в Китае — на 5,9%. Доля этой страны в мировом потреблении всего 8,2% (против североамериканских 30,4%), но с 2000 года она формирует около 40% его прироста.

Учитывая число намеченных к реализации частных и государственных проектов в области развития нефтепроводной инфраструктуры, можно ожидать увеличения поставок нефти на мировой рынок. Прирост добычи может произойти уже в 2007 году. Опережающий рост производства показывают Роснефть, Лукойл, а также компании, замыкающие на себя две трети экспорта продукции уральского ТЭК — ТНК ВР (18,5 млрд долларов) и Сургутнефтегаз (более 9 млрд долларов). На рост добычи сыграет изменение налогового законодательства и некоторое снижение налогового бремени в отрасли. Государство считает уровень налогообложения нефтяной отрасли близким к предельному. С 2007 года вне зависимости от уровня цен на нефть Минфин с помощью ряда мер (например, дифференциации НДПИ, изменений в администрировании НДС) намерен снизить налоговую нагрузку на 6 — 8%. Тем не менее рост издержек и увеличение затрат на разведку и добычу нефти не позволят значительно увеличить прибыльность сектора.

По прогнозу аналитиков АльфаБанка, в этом году цены на нефть на международном рынке останутся высоки в связи с напряженной геополитической ситуацией и ростом спроса. Средняя цена на нефть марки Brent достигнет 71 доллара за баррель в 2006 году и 72 доллара в 2007 году. В 2008 году прогнозируется снижение цены до 50 долларов. Аналитики по нефти и газу в качестве долгосрочной цены на нефть называют 40 долларов за баррель.

Развитие новых экспортных направлений транспорта нефти («Восточная Сибирь — Тихий океан»: из ХМАО и Томской области в Азиатско­Тихоокеанский регион; «Дружба» — «Адрия»: из Пермского края, Башкирии и Самарской области в Западную Европу) вкупе с растущими спросом и ценами еще больше увеличит диспропорцию товарной структуры уральского экспорта.

Среди мер, призванных «придержать» экспорт, можно отметить установление пошлин на экспорт нефти и нефтепродуктов. С 1 августа действует рекордно высокая экспортная пошлина на вывоз сырой нефти — 216,4 долларов за тонну, с 20 августа выросли пошлины на нефтепродукты и некоторые виды продукции нефтеоргсинтеза. Пока о действенности этих мер судить рано: в первом полугодии 2006 года экспорт нефти в России практически не сократился.

Вслед за ценами на нефть в 1,5 раза выросла и стоимость нефтепродуктов. В результате экспорт Салаватнефтеоргсинтеза сохранил динамику позапрошлого года (257%), увеличившись за 2005 год в 2,2 раза. По мнению экспертов, падения спроса и цен в этих сегментах в ближайшее время не предвидится. А значит, экспорт продуктов нефтехимии будет расти.

Производство и экспорт продукции химической промышленности в прошлом году также увеличились. Причина — благоприятная конъюнктура. Объем мирового рынка калийных удобрений в 2002 — 2005 годах расширился на четверть, а периодический дефицит хлористого калия повлек подъем цен. По данным Росстата, средняя экспортная цена на минеральные удобрения за минувший год выросла на 35 — 40%. Начавшееся в 2004 году оживление на мировом рынке калийных удобрений дало хороший толчок развитию «Сильвинита» и «Уралкалия»: в 2005 году они на паритетных началах закрыли треть всего экспорта химии и нефтехимии. Аналитики рынка ожидают дальнейший рост спроса (ежегодно 2 — 3%) и цен на удобрения. Такая ситуация сохранится до 2010 — 2012 годов: на это время анонсируется запуск новых мощностей за рубежом (см. «Химию в портфель»). За ростом экспорта ОАО «Минеральные удобрения» (Пермь) и ОАО «Азот» (Березники) также стоит повышение цен на мировых рынках. Высокие цены в свою очередь — закономерный исход подъема цен на энергоносители.

№ 2: Металлы

Лидирующими экспортерами металлургической продукции на Урале остаются Магнитогорский металлургический комбинат, СУАЛ, Нижнетагильский металлургический комбинат, УГМК, «Мечел» и «ВСМПОАвисма».

Экспортные цены на металлургическую продукцию, набравшие обороты в предшествующие два года, в 2005м несколько сбавили темпы. Так, на ферросплавы и рафинированную медь в 2005 году они росли в два раза медленнее, чем в 2004м (41% против 83% — по чугуну, 32% против 62% — по меди). По некоторым позициям на конец 2005 года цены практически стабилизировались: алюминий — годовой прирост 11%, никель — 8% против 39% в 2004 году. Однако уже в первом полугодии­2006 цветные металлы вышли на новый виток цен: прирост за полгода по никелю — 30%, алюминию — 37%, меди — 89%, цинку — 126%.

Основной фактор роста цен на цветные металлы — приток денег крупных инвестиционных фондов на рынок сырья.

В первую очередь это повлияло на цены меди и никеля. Добавило масла в огонь и превышение мирового потребления цветных металлов над производством (см. «Первый после ТЭК»).

Сыграли свою роль и растущие аппетиты Китая: несмотря на рост производства, металлурги Поднебесной не смогли удовлетворить высокий спрос на цветмет внутри страны, китайский импорт внес коррективы в мировые цены никеля и алюминия. Средняя цена тонны никеля в первом полугодии 2006 года превысила 20 тыс. долларов, алюминия — 2,5 тыс. долларов.

Ураган Катрина в августе 2005 года перевернул ситуацию с ценами на цинк: половина мировых запасов этого металла, находившихся в Новом Орлеане, была затоплена, на Лондонской бирже металлов возник дефицит. По итогам года цены увеличились на 36%, средняя цена первого полугодия2006 — 2,9 тыс. долларов за тонну. По оценкам отраслевых аналитиков, спрос еще долго будет превышать предложение, а цена — расти.

В среднесрочной перспективе доля машиностроителей в структуре экспорта может вырасти до 4 — 5%

Пиковые цены на медь — явление временное, объективных предпосылок для удорожания нет. По оптимистичным прогнозам, благоприятная конъюнктура на рынке сохранится до 2008 года. Пессимисты считают, что торможение наступит уже к началу 2007го: Китай, активно строящий мощности для переработки меди, может снизить импорт в пользу концентрата. Плюс обостряется конкуренция со стороны более дешевых алюминия и стали, которые используются в ряде отраслейпотребителей наряду с медью. Пока рынок развивается по оптимистичному прогнозу: цена тонны меди перевалила за 7 тыс. долларов.

Второй год подряд растут цены на железные руды и концентрат (за 2005й — 56%). Согласно последнему прогнозу Международного института чугуна и стали, мировое потребление стальных продуктов будет увеличиваться на протяжении 2006 — 2007 годов на 5,8% ежегодно. Китай останется основной движущей силой как производства, так и потребления стали. Наращивая импорт железной руды (23% за первое полугодие), эта страна увеличивает и собственное производство сырья (35% за тот же период). Однако, как полагают иностранные аналитики, перспективы дальнейшего расширения производства ограничены. В связи с тем, что выплавка стали в Китае будет расти как минимум до 2008 года, он увеличит импорт железной руды на 50 — 70 млн тонн в год. Специалисты швейцарского банка Credit Suisse и китайского государственного аналитического бюро Antaike предсказывают новое 20процентное повышение мировых цен на руду в 2007/2008 финансовом году.

Цены на черный металлопрокат пережили пик роста в 2004 году, прирост по некоторым видам достиг тогда 90%. В 2005м ситуация стабилизировалась и цены немного упали. В первом полугодии 2006 года цены поднялись на 3 — 10%, существенных перемен не ожидается.

№ 3: Машиностроение — динамичные, но маленькие

Основные объемы уральского машиностроительного экспорта попрежнему обеспечивает военная продукция. До начала десятилетия наиболее успешные проекты уральского ОПК были связаны с авиацией (сфера Уфимского моторостроительного производственного объединения — УМПО, Уральского оптикомеханического завода) и системами ПВО (ИЭМЗ «Купол»). В 2003 — 2004 годах на первые позиции вырвался Уралвагонзавод, ставший головным исполнителем контракта на поставку танков Т90С вооруженным силам Индии. В 2005м очередь дошла до судостроения. Здесь ведущим уральским производителем является ОКБ «Новатор» — разработчик противокорабельных ракетных комплексов Club (в двух модификациях — для подлодок и кораблей). Причина резкого увеличения экспорта ОКБ (в два раза до 178 млн долларов) — завершение ряда крупных контрактов на поставку и модернизацию дизельных подводных лодок для Китая и Индии.

Успехи УМПО обусловлены созданием лицензионного производства авиационных двигателей АЛ55 для учебнотренировочных самолетов, начатым в 2005 году по контракту с Индией (ранее предприятие производило для нее двигатели на самолеты МиГ21, МиГ27 и Су­30). Договор предусматривает выполнение всего комплекса: от разработки нового авиадвигателя до серийного производства и экспорта. Индийской корпорации «HAL» предоставлено право произвести тысячу двигателей АЛ55, головным исполнителем работ определено УМПО. Стоимость разработки лицензии оценивается в 70 млн долларов. Кроме того, УМПО продаст 250 готовых двигателей АЛ55. Общая сумма договора — 200 млн долларов. Переговоры о возможных поставках ведутся еще с двумя странами, в том числе с Китаем.

Отметим также, что снизивший объемы экспорта Уралвагонзавод в 2006 году вполне вероятно вновь вырвется в лидеры при условии, что примет участие в поставках Алжиру двухсот «летающих танков» Т90С (контракт заключен в 2006 году).

Продукция ТЭК и металлургии составляет 90% экспорта Урала

То, что среди 20 наиболее динамичных уральских экспортеров 8 (!) — машиностроительные компании, тенденция положительная. Пока их влияние на распределение сил не особо заметно (слишком уж велик эффект роста цен на нефть и металлы). Но в среднесрочной перспективе и при стабилизации цен на энергоносители доля машиностроителей в структуре экспорта вполне может вырасти с незаметных 2% до 4 — 5%, причем не только за счет оборонки.

А пока товарная структура уральского экспорта будет меняться в сторону еще большего увеличения доли топливноэнергетических товаров (нефти) и металлов. С учетом динамики спроса и цен на них (только за первое полугодие­2006 30% по нефти и 40 — 120% по цветным металлам) экспорт компаний УралоЗападносибирского региона, по нашим оценкам, вырастет в нынешнем году на 14 млрд долларов и перевалит за отметку 65 миллиардов.

В подготовке материала участвовали Инна Гладкова и Юлия Якушева, аналитический центр «Эксперт-Урал»