— С чем связано повышенное внимание банков к сфере малого и среднего бизнеса?
— В первую очередь с ростом самого малого предпринимательства — и количественным (увеличилось число субъектов предпринимательской деятельности), и качественным. Малый бизнес идет не только в сферу торговли и услуг, но и создает новые производства. Банки отреагировали на эту тенденцию ростом предложений продуктов для этого сектора экономики. Практически все программы, предлагаемые сегодня, учитывают не только официальную, но и управленческую отчетность таких клиентов. Конечно, в России малый бизнес еще развит недостаточно. По количеству малых предприятий на душу населения мы сильно отстаем от развитых стран, процент выживаемости предприятий очень мал, да и реально на рынке, как правило, работают дветри компании из десяти созданных. Я считаю, что в этой ситуации стимулировать развитие предпринимательства должно государство — за счет налоговых льгот, упрощения доступа к стартовому капиталу. Без этого задачу удвоения ВВП не решить.
— Можно составить социальный портрет вашего заемщика?
— Это предприятие с ежемесячным оборотом по счетам до 3 млн рублей, действующее больше года. Практически у всех клиентов есть жилье в собственности, автотранспорт. То есть это сформировавшаяся клиентура со стабильными поставщиками, подрядчиками, продажами. И это — наш сегмент. Мы не кредитуем под нематериальные идеи создания бизнеса. Поддержка начинающего предпринимательства — задача государства и венчурных инвестиционных фондов.
— Банк «Драгоценности Урала» имеет широкую филиальную сеть на территории региона — в Тюменской, Курганской областях, Пермском крае. Где ощущается самый высокой спрос на ресурсы и как вы оцениваете качество заемщиков сферы малого бизнеса?
— Малый бизнес развивается как в крупных городах, так и в небольших муниципальных образованиях. Поэтому программа успешно реализуется во всех наших филиалах. Качество заемщиков высокое: уровень просрочки не превышает 0,5%. Предприниматели, особенно в небольших городах, по большей части люди, которые дорожат своей репутацией. И мы это высоко ценим. С 2004 года в нашем банке действует специальная программа «Деловой сезон». В ее рамках мы практикуем встречи с нашими клиентами за круглым столом, а также в неформальной, дружеской обстановке. Это помогает нам понять потребности малых предприятий, чтобы постоянно совершенствовать качество обслуживания. Для нашего банка кредитование малого бизнеса — не сиюминутная прихоть и не дань моде. Малое предпринимательство — наш стратегический клиент на долгие годы.
Подготовили Елена Орлова, Ирина Перечнева