Банкиры - о перспективах кредитования малого бизнеса на Урале

18 сентября 2006, 00:00
  Урал

 pic_text1

Станислав Андрющенко

, заместитель генерального директора Челиндбанка (Челябинск):

— Часто индивидуальные предприниматели не могут воспользоваться банковским кредитом изза специфичной отчетности и элементарного отсутствия расчетного счета. Потребительский кредит они тоже взять не могут: нет официально подтвержденных доходов. Такая группа заемщиков, безусловно, нуждается в специально разработанных программах, которые позволят провести объективный анализ и предложить наиболее удобный вариант финансирования.

 pic_text2

Алексей Икряников

, директор департамента по работе с корпоративными клиентами УБРиР (Екатеринбург):  

— Рынок кредитования малого бизнеса — один из наиболее перспективных. Однако не стоит ожидать взрывного роста, аналогичного тому, какой мы видим в секторе потребительского кредитования: слишком высоки риски и дорога процедура оценки заемщика. К тому же малые предприятия сами пока настороженно относятся к банковскому финансированию, полагая, что это дорогой и сложный по процедуре оформления источник.

 pic_text3

Евгений Филык

, начальник управления кредитования малого и среднего бизнеса СКБбанка (Екатеринбург):

— Еще не так давно основная масса малых предприятий пользовалась потребительскими кредитами, которые оформлялись на собственников бизнеса. Сегодня такие клиенты все чаще интересуются специальным продуктом. Он должен отвечать следующим требованиям: высокая скорость предоставления кредита (потребность, как правило, возникает неожиданно), отсутствие обеспечения, минимум бюрократии в банке, выделенный формат сервиса (предприниматель хочет разговаривать с сотрудником банка, который понимает его потребности). Сейчас рынок кредитования малого бизнеса занят только на 20%, ниша свободна. Самый большой спрос — на длинные инвестиционные ресурсы (сроком 5 —10 лет), необходимые предпринимателям для приобретения коммерческой недвижимости и современного оборудования.

 pic_text4

Дмитрий Данилов

, управляющий пермским филиалом Международного московского банка (Пермь):

— Банки будут предлагать две группы продуктов: стандартные, с усредненными условиями для новых клиентов, и индивидуальные — для проверенных. Будет меняться и сам малый бизнес: предприятия станут более ответственно подходить к ведению отчетности. Рост рынка произойдет, но незначительный: субъекты малого бизнеса до сих пор отдают предпочтение кредитам, где не надо собирать большое количество документов и показывать финансовую отчетность.

 pic_text5

Дмитрий Попов

, начальник управления по работе с малым и средним бизнесом ВУЗбанка (Екатеринбург):

— Конкуренция специальных программ кредитования малого бизнеса идет прежде всего в части скорости предоставления ресурсов и уже затем в части ставок. В перспективе цены стабилизируются, а скорость станет стандартом. Банки будут стараться обеспечить клиентам дополнительный комфорт при обслуживании, предлагать новые каналы доступа к продуктам (callcenter, интернет, офисы продаж). Взрывного роста, подобного потребительскому кредитованию, вряд ли стоит ожидать. Во­первых, в своем низшем сегменте кредиты для бизнеса уже давно конкурируют с потребительскими экспресс­кредитами. Во­вторых, они уже стали действительно доступными.

 pic_text6

Алексей Серебряков

, руководитель регионального центра «Урал» КМБбанка (Екатеринбургский филиал)

— Ставки — далеко не главный аргумент для малого бизнеса при выборе банка: средняя стоимость кредита на рынке сегодня 17 — 18% годовых. Этот уровень для малого бизнеса приемлем. Предпринимателей, по их словам, останавливает сложность кредитной схемы, поэтому они чаще всего обращают внимание на сроки кредитования и простоту процедуры оформления кредита. В этом и состоят дополнительные конкурентные преимущества банков, работающих в этой нише.

 pic_text7

Светлана Беспамятных

, главный специалист сектора кредитования малого бизнеса екатеринбургского филиала Банка Москвы:

— Представители малого бизнеса для банка — одни из самых эффективных клиентов с точки зрения процентной маржи: она в два­три раза выше, чем по крупной клиентуре, и примерно в 1,5 раза выше, чем по средним клиентам. Согласно данным Ассоциации российских банков и ряда альтернативных источников, потребность в кредитных ресурсах российского малого бизнеса составляет 25 — 30 млрд долларов. Сейчас она удовлетворена только на 15 — 20%.