Подряд сверху донизу

Москва, 25.09.2006
«Эксперт Урал» №44 (252)
Строительные компании создают вертикальные цепочки. Перспектива ближайших лет - формирование диверсифицированных холдингов, обладающих высокой конкурентоспособностью

Cтроительный рынок Уральского региона оценивается по результатам 2005 года в 330,3 млрд рублей. Основной объем подрядных работ (около половины) приходится на Тюменскую область, включая округа. Второе и третье места занимают рынки Башкирии и Свердловской области — 14% и 12% соответственно. Оба показали самую высокую динамику — более 30%. Однако спад в Удмуртии, Оренбургской области, ХМАО и ЯНАО повлиял на общерегиональную динамику. Совокупный объем подрядных работ уменьшился на 11%. В итоге доля Урала на российском строительном рынке снизилась с четверти до 19%.

Строительная отрасль попрежнему остается одной из самых информационно закрытых. В проекте «Лидеры строительного рынка» аналитического центра «Эксперт Урал» в этом году приняли участие 30 компаний из 450. Открытость, вероятно, может служить определенным показателем продвинутости участника рынка. Недаром компании, принявшие участие в исследовании, существенно нарастили объемы подрядных работ (до 21 млрд рублей) и показали темпы роста выше средних по России — 43%.

Разрастание

Представленный проект «Лидеры строительного рынка» — второй ежегодный. В прошлогоднем исследовании мы по опыту других секторов экономики прогнозировали, что строительную отрасль через год-два охватят консолидационные процессы (см. «Кто впишется в поворот»). В качестве текущих тенденций, которые могли бы этому способствовать, отмечали диверсификацию бизнеса строительных компаний и расширение географического охвата.

Среди компанийучастниц исследования этого года около трети работают как минимум в двух областях региона. На новые рынки в 2005 году вышли, к примеру, Прокатмонтаж (Оренбургская область; проект реконструкции компании «Уральская сталь») и Свердловскавтодор (Тюменская область). Самый широкий охват территории сейчас у компании Электроуралмонтаж: подрядные работы ведутся в Свердловской, Челябинской, Курганской областях, Пермском крае, Башкирии, Удмуртии и на Дальнем Востоке. В 2006 году компания будет работать над заказами Московской областной электросетевой компании и Мосэнерго, сотрудничать с немецкой фирмой Linde на строительстве завода по производству кислорода (Березовский, Свердловская область).

В этом и следующем году обе тенденции только усилятся.

В 2006м Сибкомплектмонтаж начал строительство в Томской области, планирует прийти в республику Коми. В планах Бокситстроя выход в Челябинскую область и ХМАО. Компания «ИСК» займется реконструкцией РТС «Строгино» в Московской области. Ямалдорстройсервис начнет работу в ХМАО. Практически все предприятия интересуются «вторыми» городами региона, такими как Нижний Тагил, КаменскУральский, Первоуральск, Серов, Новотроицк, Орск, Магнитогорск. Их привлекают большие промышленные заказчики, платежеспособное население, низкие барьеры для входа. Только пять компаний, предоставивших данные, заявили, что расширяться географически не будут.    

В поиске новых ниш по видам деятельности строители менее активны. Аргументация проста: емкость «своих» рынков настолько велика, что смысла в диверсификации нет. Особенно это касается высокодоходного сегмента жилищного и коммерческого строительства: ожидаемого перетока игроков из него в другие не произошло. Напротив: Мостоотряд-123, специализирующийся на дорожном строительстве, планирует, например, заняться жильем. Агропромдорстрой изза недостаточного финансирования дорожных работ выполняет частные заказы (к примеру, по заказу УГМК построил объект автомобильной дороги Ивдель 1 — Рудник Тарньер), особо рассматривает предложения по торговым объектам. Строители, специализирующиеся на жилье, расширяются в рамках сегмента. Так, одно из новых направлений «Камской долины» — создание коттеджного поселка (общая площадь застройки примерно 5,4 га). ЛикосСтрой планирует в 2007 году выход в сегмент элитного жилья.

Строительные компании расширяют географию: около трети работают как минимум в двух областях региона

Предпосылки для консолидации отрасли формируются. Процессы укрупнения идут, но прежде всего по принципу вертикальной интеграции. «Все более актуально поглощение крупными холдингами специализированных предприятий — проектных институтов, производителей стройматериалов, агентств недвижимости», — отмечает руководитель отдела маркетинга и рекламы СМУ СТКС (Екатеринбург) Ирина Филимоненкова.

Наибольшая инвестиционная активность компаний обращена на стройиндустрию. «Рост строительной отрасли невозможен без опережающего роста промышленности стройматериалов. Радует, что на Урале появляется все больше высокотехнологичных материалов: они необходимы для современной стройки. Из последних проектов в Свердловской области — новые мощности на заводе ЖБИ «Бетфор» (Екатеринбург) и заводы сухих смесей в Невьянске и Березовском», — комментирует тенденцию генеральный директор Атомстройкомплекса Валерий Ананьев. Пример приводит начальник финансово-экономического отдела ООО «РСУ37» Вера Белоус: «Для увеличения производительности в 2006 году в состав компании вошли два завода — Кушвинский кирпичный и Красноуфимский строительных материалов. Так мы стремимся постепенно создать полный цикл обеспечения ресурсами для производства общестроительных работ. Это позволит компании увеличить объемы строитель-ства жилья более чем на 40% и выйти на уровень порядка 30 тыс. кв. метров в год». Другой пример: в ближайшее время ИСК планирует самостоятельно освоить выпуск строительных материалов.

Горизонтальная интеграция, вероятно, впереди: пока на Урале примеров слияний или поглощений компаний из других сегментов строительного рынка с целью диверсификации бизнеса нет. «Существуют объединения субподрядных организаций, в основе которых лежит стремление получить большие объемы на строительстве объектов. Но это свободные союзы компаний, выполняющих взаимодополняющие работы», — добавляет Ирина Филимоненкова. Потенциал таких объединений интересен строителям сегмента жилой недвижимости для комплексной застройки микрорайонов: многим компаниям в одиночку такую работу не потянуть. Необходимость в создании крупных холдингов, реализующих проекты от и до, руководители сегмента промышленного строительства видят, но пока отдают предпочтение временным некоммерческим партнерствам под конкретный объект. «Для строитель-ства “под ключ” наша компания образовывает консорциумы с проектными и строительными организациями. На условиях субподряда привлекаются узкоспециализированные организации», — обозначает обычную практику на строительном рынке специалист отдела маркетинга Электроуралмонтажа Наталья Боровикова.

Подножка

Темпы роста большинства уральских строительных компаний тормозят субъективные факторы — недостаток средств и устаревающий парк техники. В структуре источников финансирования строительства собственные средства подрядчиков составляют 57%, еще 31% — средства дольщиков или заказчиков, и только 4% приходится на внешних инвесторов. Характерной тенденцией этого года, особенно для жилищного строительства стала замена средств дольщиков (заказчиков) на собственные средства. Компании, специализирующиеся на промышленном строительстве, существенных изменений не отмечают. Ожидаемого значительного роста банковского финансирования и привлечения внешних инвесторов не произошло, их доля практически не изменилась: мешает непрозрачность рынка.

При среднем возрасте строительной техники 8,2 года (против семи лет в прошлом году) большинство компаний ориентировано на техническое перевооружение. Приобретение, к примеру, может позволить компаниям выйти на новые рынки. «Специфика дорожного строительства такова, что для выполнения полного цикла работ в другом регионе необходимо иметь мобильный асфальтобетонный завод, автономные электростанции и вахтовые поселки. В прошлом году к имеющимся базам в Свердловской области мы приобрели такой завод производительностью 200 тонн в час, мобильную электростанцию, автосамосвалы и укладочный комплекс. Объем инвестиций составил более 90 млн рублей», — рассказывает заместитель генерального директора по развитию Агропромдорстроя Олег Гаврилов. Подобные приобретения совершили Ямалдорстройсервис и Свердловскавтодор. Полезен опыт компании «Сканди»: минимизируя затраты, связанные с простоем техники, компания прибегает к аутсорсингу.

В результате от немалого пирога строительного рынка начинают откусывать иностранные подрядчики. Компании приходят вслед за крупным инвестором. К примеру, генеральный подрядчик всех торговых центров IKEA — турецкая фирма Koray. «В то время как местные компании испытывают проблемы с финансированием, иностранные строители готовы сами оказывать содействие в привлечении инвестиций и последующей эксплуатации объектов. Примеры: французский Bouyges Construction и словенский Remex International», — рассказывает исполнительный директор Союза предприятий стройиндустрии Свердловской области Юрий Чумерин.

В строительной отрасли Уральского региона активно идут процессы формирования вертикальных холдингов, экспансии на новые рынки, поиск новых источников финансирования. Это признак приближающихся перемен: на следующем этапе начнутся слияния и поглощения компаний, специализирующихся на различных сегментах строительного рынка. Вновь сформированные диверсифицированные гиганты потенциально способны занять первые строчки в рейтингах крупнейших российских компаний. Холдинги помельче также будут более конкурентоспособны по сравнению с узкоспециализированными компаниями: наращивая объемы заказов быстрее прочих, они займут прочные позиции в регионе.

В подготовке материала принимала участие Евгения Савина

Крупнейшие компании в сегменте жилищной и коммерческой недвижимости
15 наиболее динамичных компаний за 2005 г.
Десятка крупнейших компаний Урала по выручке
Компании, наиболее диверсифицированные по географии
Компании, наиболее диверсифицированные по сегментам рынка
Крупнейшие компании в сегменте строительства турбопроводов
Крупнейшие компании в сегменте жилищно-коммунального строительства
Крупнейшие компании в сегменте промышленного строительства и строительства технологических линий
Крупнейшие компании в сегменте строительства дорог
ТОП-30 уральских подрядчиков среди открытых компаний
Крупнейшие компании строительного рынка

Методы и информация

Исследование по итогам 2005 года проведено в марте — сентябре 2006 года при поддержке Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ «Большой Урал», Союза строителей Урала и Союза предприятий строительной индустрии Свердловской области.

В рамках проекта собрана детальная статистическая информация об уральском строительном рынке, проведены анкетный опрос и углубленные интервью. 30 компаний (из 450 участников рынка) представили подробные статистические данные, позволяющие оценить динамику, структуру, географию работ, состояние, основные фонды, политику в отношении закупок строительной техники, планы на среднесрочную перспективу по проектам заказчиков. 24 компании ответили на вопросы углубленных интервью.

В качестве основного показателя использовался объем подрядных работ, выполненных собственными силами (за 2005, 2004 и 2003 годы без учета НДС в рублях) в целом и в разбивке по категориям:

— жилищное строительство;

— коммерческая недвижимость;

— промышленное строительство и строительство технологических линий;

— прокладка ЛЭП;

— прокладка промышленных каналов связи;

— строительство трубопроводов;

— жилищно-коммунальное строительство;

— строительство дорог;

— прочие работы.

В качестве дополнительных использовались показатели: структура источников финансирования строительства, объем инвестиций в основной капитал и уровень технической оснащенности компаний.

Результаты исследования наиболее репрезентативны по Свердловской области и Пермскому краю, наименее — по Тюменской (включая ХМАО и ЯНАО) и Оренбургской областям, а также республике Удмуртии. Тем не менее при текущем уровне информационной закрытости строительной отрасли полученные данные позволяют судить об общих тенденциях рынка.

У партнеров

    «Эксперт Урал»
    №44 (252) 10 ноября 2008
    Трудовые мигранты
    Содержание:
    Мозговой штурм неизвестной вершины

    Региональные власти конкурируют за федеральный ресурс в надежде разместить на своей территории инфраструктурные проекты. Но забывают, что, объединив усилия с соседями и направив этот ресурс на решение проблемы межрегиональных коммуникаций, они могут выиграть значительно больше

    Тема недели
    Фоторепортаж
    За и против
    Реклама