За пределы МКАД

8 декабря 2008, 00:00
  Урал

Чтобы не допустить развала промышленности, государству нужно сейчас выкупить банковские кредиты устойчивых предприятий, погасить государственный заказ и досрочно провести тендеры, считает генеральный директор завода «АМУР» («Автомобили и моторы Урала», Новоуральск) Павел Чернавин

— Павел Федорович, за последние полтора месяца в банковскую систему влито более 1 трлн рублей. Есть надежда, что часть этих денег поступит в промышленность?

— Сразу было очевидно, что деньги, выделенные внутри Садового кольца, дальше МКАД не уйдут. В экономике есть два уровня: базис, то есть сектор производства, и надстройка — финансовая инфраструктура. Как ни парадоксально, но вторая может достаточно долго обходиться без первой. А раз так, то все полученные деньги банки будут направлять на решение исключительно собственных проблем: выдачу вкладов населению, покупку разорившихся коллег, сильно подешевевших ценных бумаг и так далее. Поэтому в данный момент промышленности в принципе не стоит рассчитывать на поддержку со стороны финансового сектора.

— Насколько болезненно отсутствие этой поддержки? 

— Платежи в стране уже встали, это значит, что мы временно лишились оборотных средств, которых ждем от наших контрагентов, не говоря уже о приостановке всех инвестиционных программ. Из каких средств предприятия закроют проценты по уже выданным кредитам? Нет таких источников. В итоге развивается следующий сценарий: предприятие вовремя на уплатило проценты или не погасило кредит, банк обязан данный кредит поставить на просрочку, создать дополнительные резервы. Следствие — сжимание капитала, ухудшение нормативов и еще меньше возможностей для кредитования. Порочный круг.

— Как его разорвать?

— Я убежден, что нельзя предприятиям давать деньги напрямую, иначе они тоже потратят их на решение собственных проблем. Нужно задействовать механизмы, которые позволяли бы и промышленности устоять, и банкам поднять ликвидность. Для этого государству нужно сейчас выкупить у банков кредиты, выданные промышленности. Это должны быть целевые деньги сроком минимум на два года, банки не имеют права направить их никуда кроме как на кредитование все той же промышленности. Можно предусмотреть другие направления, например выдача вкладов населению, уплата налогов. Это все. Конечно, выкупать портфели надо не у всех подряд, а только у финансово-устойчивых градообразующих предприятий.

— Какие принципы могут быть положены в основу отбора?

— Например, отсутствие просрочки по всем обязательствам на 1 июля текущего года и определенная численность работающих: на мой взгляд, оптимальный показатель 500 человек. Большинство городов в провинции построено вокруг заводов, и если сейчас этим заводам не помочь, мы будем иметь очень много социальных проблем. При таком варианте экономика заработает, через банки пойдут обороты, финансовая система восстановится, а предприятия, в которых будут выкуплены кредиты, получат оборотный капитал.

Второй механизм поддержки — оплата государственных заказов. У нас это обычно проходит в конце года. Не нужно ждать: если предприятие выполнило заказ как минимум на 50%, проводите плату остальных 50%, не дожидаясь 31 декабря. Причем опять-таки требуются жесткие ограничения по расходованию этих средств: только оплата поставок и услуг предприятий-смежников, иначе деньги останутся у головной компании производственной цепочки.

Третий инструмент — скорейшее проведение тендеров со стороны государства на следующий год. Это позволит предприятиям понять перспективу, а банкам — получить уверенность в клиентах.

И, конечно, надо думать о системообразующих государственных заказах (например строительстве дорог, ракетных комплексов), которые должны быть сразу профинансированы. И не надо при этом бояться инфляции: это гораздо меньшее зло, чем развал промышленности. На ее восстановление потом уйдут годы.