Не застрахован от ударов

Чтобы минимизировать потери, страховщикам нужно заняться оптимизацией бизнес-процессов, разработкой продуктов, востребованных в новых условиях, и настроить рыночные каналы их продвижения

По итогам девяти месяцев 2008 года страховщики зафиксировали увеличение объемов страховых премий и высокую динамику роста практически всех сегментов. Однако в личных беседах руководители страховых компаний не скрывают — это последний подъем перед затяжным спуском.

Где остановка 

Для страхового бизнеса главная опасность кроется в снижении спроса на услуги: когда у предприятия падают объемы производства и прибыль, а люди лишаются работы, — ему не до страхования потенциальных рисков. Прогнозируемое на следующий год снижение платежеспособного спроса населения и юридических лиц может существенно затормозить рост сборов премий по страхованию имущества, грузов, ответственности, строительных рисков. Именно по этой причине, по оценкам аналитиков, в сегменте страхования имущества юрлиц в будущем году ожидаются нулевые темпы прироста сборов премий. Негативно на доходности страховщиков скажется и сворачивание банками некоторых видов кредитования, требующих обязательного страхования залога: под покупку авто, ипотеку, инвестиционное финансирование предприятий. Вероятнее всего, в будущем году страховщики будут жить в основном за счет обязательного страхования, а также пролонгации договоров. 

Больше всего пострадают страховщики, работающие в узких нишах, считает директор Уральского филиала «Городской страховой компании» (КОКС-Полис) Юлия Попова:

— Страховые компании России делятся на три типа: кэптивные; ориентированные на розничные продажи и продажи продуктов через определенные каналы (банки, автодилеров и так далее). Первые могут понести такие же потери, как и их учредители, — вплоть до ликвидации. У вторых падение составит 10 — 15% в связи со снижением общей покупательной способности населения, малого и среднего бизнеса. Третьи ощутят на себе падение продаж на 50 — 60% в связи с резким снижением объемов выдаваемых банковских кредитов. Именно этот тип компаний окажется в эпицентре зоны риска.

Генеральный директор страховой группы «Межрегионгарант» Евгений Потапов считает, что следствием станет рост сделок слияний и поглощений:

— Возможен уход до половины страховщиков. Первыми претендентами на банкротство станут те, кто в последнее время проводил политику рискового наращивания портфеля по КАСКО и ОСАГО. В особенности пострадают сделавшие ставку на продажу полисов КАСКО через автосалоны. Они платили огромные комиссионные вознаграждения за этот канал сбыта, поэтому едва ли могли сформировать достойные резервы. Слияние с более сильными компаниями для многих будет единственным способом избежания банкротства. Правда, одним из существенных последствий влияния кризиса на страховой рынок станет и значительное снижение мультипликатора при оценке российских страховых компаний иностранными инвесторами.

Куда двигаться

Не допустить снижения уровня убыточности до критичного страховщики в состоянии за счет взвешенной тарифной политики, разумной оптимизации бизнеса, а также разработки и внедрения новых страховых продуктов, которые могли бы быть востребованы различными группами страхователей даже в кризисных условиях.

Как подчеркивает генеральный директор СК «Северная казна» Александр Меренков, в условиях финансового кризиса количество генерируемых идей резко возросло. Так, раньше вывод на рынок нового страхового продукта занимал три-четыре месяца, а сейчас за две недели компания запустила два («Автоклубничка» — для водителей-женщин старше 35 лет со стажем вождения более трех лет, и «9-1-1» — для среднего и малого бизнеса):

— В нашей компании принят ряд антикризисных мер. Для увеличения доходной части мы постарались четко сегментировать клиентов по группам и разработали массовые продукты с учетом потребностей каждой, дополнив их различными бонусными элементами. Проводим мероприятия, направленные на сохранение лояльности клиентов, стараемся активно мотивировать продавцов на результат. Для снижения издержек сократили управленческие расходы, автоматизировали процессы, снизили себестоимость продаж, отказались от вложения в проекты со сроком окупаемости более шести месяцев. Кроме того, на 15% сократили затраты на персонал за счет увольнения сотрудников, не работающих с клиентами, и некоторых позиций менеджмента (главным образом — заместителей). При этом защищенными от увольнения остаются продавцы страховых продуктов, сотрудники ИТ-службы, службы качества и контакт-центра.

Компания РОСНО делает ставку на продукты с франшизой, рассказывает начальник управления агентских продаж № 1 Уральской дирекции РОСНО Марина Богатенкова:

— Франшиза удешевляет стоимость страхования в среднем на 10 — 30%. Часть убытка клиенту придется возмещать самостоятельно, но основной объем ответственности остается за страховой компанией. В имущественных видах страхования франшиза по желанию клиента может быть включена во все наши программы, как для элитной недвижимости, так и для недорогих домов. Франшиза применяется и в автостраховании, и в ДМС.

Кризисные явления сохранятся на рынке как минимум до конца 2009 — начала 2010 годов. Однако катастрофы ждать не стоит: у нас не так много страховых компаний, мощно интегрированных в экономику, как на Западе. Начальная стадия развития рынка и консервативная инвестиционная политика отечественных страховщиков позволят им пройти кризис с меньшими потерями.

Крупнейшие компании УЗСР по видам страхования за 9 месяцев 2008
50 крупнейших страховых компаний по ОСАГО на территории Большого Урала и Западной Сибири по итогам 9 месяцев 2008
Выплаты на страховом рынке Урало-Западносибирского региона за 9 месяцев 2008 года
Показатели 100 крупнейших страховых компаний Большого Урала и Западной Сибири по итогам 9 месяцев 2008 года, тыс.рублей
Региональные лидеры по итогам 9 месяцев 2008 года по взносам (добровольное и обязательное страхование)

Методы и информация

В рейтинге представлены 100 крупнейших страховых компаний Большого Урала и Западной Сибири. Компании ранжированы по размеру страховых взносов (добровольные и обязательные виды страхования). По компаниям, входящим в группы и холдинги, представлена консолидированная отчетность: показаны суммы, полученные (выплаченные) группой в ходе работы на территории Урало-Западносибирского региона.

В ходе работы над рейтингом были собраны данные по 245 страховым компаниям, работающим в регионе. Анкеты для участия в рейтинге разосланы 117 компаниям, были заполнены 43 анкеты.

Дополнительно приведены показатели страховых взносов в регионе по входящим в него субъектам, по видам страхования, показатели выплат, рейтинг крупнейших компаний региона, работающих с ОСАГО.

У партнеров

    «Эксперт Урал»
    №48 (356) 8 декабря 2008
    Кризис и макроэкономика
    Содержание:
    В отпуск

    Кризис, отметившийся в октябре падением производства в реальном секторе экономики, к концу года подкосит всю промышленность. В начале следующего он остановит некогда взрывной рост торговли и вовсе выключит строительство. Но нефть останется

    Реклама