Чьи весла высохнут

В 2009 году спрос на товары потребительского сектора ощутимо снизится. Чтобы его стимулировать, компаниям нужно стать коммуникабельнее и не бояться тратить деньги на рекламу

Провести субботний вечер в торговом центре — настоящее испытание. Несмотря на экономический кризис, количество желающих потратить кровно заработанное, кажется, даже возросло. Мы проследили, что покупают жители Екатеринбурга и окрестностей в условиях кризиса.

Молодая пара, припарковав машину, быстрым шагом направляется к входу. Поднявшись по эскалатору, идут по традиционному для многих маршруту: из одного бутика в другой, пропуская дорогие брендовые магазины. Определенных целей у них нет, смотрят и меряют все подряд: футболки и пуховики, купальники и джинсы; к Новому году она — платья и бижутерию, он — рубашки. Расплачиваются пластиковыми картами. В общей сложности потратили порядка 10 тыс. рублей. Оба устали, но, сняв еще несколько тысяч, направляются в «Ашан», расположенный в том же ТЦ. Очевидно, сюда пара пришла также без определенной цели: молодые люди наполняют тележку рамками для фотографий, новогодней мишурой, упаковками пива, сыром, конфетами, кофе, фаршем. Большинство покупок делается по принципу «хочешь — купим». Но объем небольшой, очевидно, пополняют недельные запасы. Пока он стоит в очереди в кассу, растянувшейся аж до середины магазина, она успевает еще раз нырнуть в глубь торговых рядов и возвращается оттуда с тремя банками сгущенки, шампунем и дезодорантом. Расплатившись, двигаются к выходу. Но останавливаются у пиццерии, заказывают пару порций, перекусывают, оставляют еще несколько сотен рублей. И только тогда идут к машине.

Похоже, кризис на этой паре пока не сказался. Зато, видимо, он резко обрушился на головы мигрантов, и раньше-то особо не зарабатывающих. Вот один везет тележку, в которой кроме батонов ничего нет. А другие уже выгружаются у кассы: десяток упаковок лапши быстрого приготовления за 7 рублей, сухари, пачек семь гречки, две бутылки водки и одну банку тушенки.  

В «Ашане» мы оставались практически до его закрытия: там точнее можно определить, на какие товары в условиях кризиса спрос остался высок, а на какие снизился. Результат: люди в огромном количестве сметают с полок сладкое — уже в семь вечера (магазин работает до десяти) не осталось шоколадных конфет, зефира, оскудел выбор тортов. Ажиотажный спрос в отделе круп-макарон: там к концу дня тоже пусто. Сотрудники магазина делятся:

— Покупатели помоложе что раньше брали, то и сейчас берут. А вот люди постарше стали в большом количестве закупать крупы, мясо, средства личной гигиены, бытовую химию — видимо, впрок. Немного упали продажи спортивных товаров, существенно — товаров для детей и канцелярских принадлежностей. Бытовую технику берут в основном мелкую: утюги, чайники, недорогие пылесосы, телефоны. Крупная — стоит.

Налицо спад продаж и в дорогих бутиках. «Последние пару недель наши покупатели, кажется, просто перестали ходить по магазинам», — отмечают консультанты.

Сидят без дела сотрудники быстрого потребительского кредитования: люди тратят наличные, кредиты берут единицы.

Пока особого страдания на лицах продавцов нет. Ручьи покупателей не высохли, с полупустыми корзинами из «Ашана» выезжает мало кто: праздники скоро. Но что ждать потребительскому рынку после Нового года?

Кто-то теряет, кто-то находит

Не нужно сидеть на мешках с деньгами и ждать, что ты худо-бедно кризис переживешь

Директор аналитического агентства «Оранж Маркетинг Групп» Юлия Рублевская уверена:

— Начиная с марта-апреля, мы ощутим дыхание инфляции. По некоторым оценкам, она вырастет в два-три раза, до 40% в год. Конечно, у людей есть сбережения в банках, кое-что лежит в «чулках». Эти деньги будут тратиться, и уже тратятся, но вряд ли их хватит, чтобы нейтрализовать падение доходов и инфляцию. Необходимо учесть, что многие вообще не имеют накоплений, поэтому они начнут экономить, приоритет будет отдаваться более дешевым товарам. В целом потребительский спрос в 2009 году будет падать. Тяжело сказать на сколько, но очень значительно, процентов на 15 — 20 по сравнению с прошлым годом по основным потребительским товарам. Потенциала к развитию в следующем году я не вижу. Для большинства кризис — как стихийное бедствие: заранее к нему не готовились. Через некоторое время первый шок пройдет, и люди вернутся к привычной структуре потребления, но только в части товаров и услуг. 

Эксперты уверены: сильнее всего провалится сегмент, который условно можно назвать «чуть выше среднего». Причин этому несколько. Первая — ужесточение условий кредитования (многие товары этого сегмента покупались именно в кредит). Вторая — выжидательная позиция потребителей. Пока не будет понятен тренд, многие побоятся что-то делать со своими сбережениями. Третья — финансовые затруднения людей (урезание зарплаты, потеря бизнеса). Ощутимая часть потребителей товаров «выше среднего» уйдет в эконом-сегмент. При этом премиум-сегмент вряд ли пострадает, и даже может прирасти.

— Количество людей, которые начинают покупать премиальные товары в кризис, увеличится, — считает президент консалтинговой компании «Контакт-Эксперт» Григорий Трусов. — Если сейчас порядка 8% населения ориентируется на премиальный сегмент, то во время кризиса таких станет как минимум вполовину больше. Они будут выбирать премиальные товары: им захочется показать себе и окружающим, что их кризис не коснулся, они на плаву.

— Если говорить об очень дорогих товарах и услугах класса «лакшери», то в этом сегменте потребительский спрос вряд ли сильно изменится, — подтверждает и Юлия Рублевская. — Их потребители — это 3 — 5% населения, чьи доходы на члена семьи составляют от 300 тыс. рублей в месяц. У них достаточно финансовой прочности, и вряд ли они захотят менять стиль жизни и потребления. 

Сильнее всего кризис ударит по автосалонам. По прогнозам партнера консалтинговой компании Semperia M&S Игоря Березина, в целом рынок новых автомобилей в 2009 году может просесть по ценам на 7 — 15%, а по натуральным объемам на 5 — 15%, сегмент автомобилей «выше среднего» (от 25 до 45 тыс. долларов) может сократиться вдвое.

Также люди будут отказываться от некоторых товаров и услуг, не слишком важных для жизнедеятельности, но требующих значительных расходов: такси, салоны красоты, развлечения, рестораны.

Остальные сегменты пострадают меньше. Например, рынок обуви и одежды вряд ли обвалится:

— Рынок обуви не испытывал перегрева в отличие от рынка пива или автомобилей, — говорит Игорь Березин. — Обувь покупают, чтобы ее носить, а не для настроения. В среднем россиянин покупает в год две-три пары, это совсем немного. Средняя цена — около 1 тыс. рублей за пару. Увеличение до полутора тысяч основной массой потребителей будет принято совершенно адекватно.

Доля расходов на покупку одежды и обуви в совокупных потребительских расходах россиян за последние восемь лет сократилась почти вдвое с 13 — 15% до 7 — 8%. В ближайшие годы она может стабилизироваться на уровне 9 — 10%.

Не провалится и рынок бытовой техники и электроники. Люди чаще будут подходить к покупке более рационально, отказываться от ненужных наворотов, которые увеличивают цену товара, но не используются при эксплуатации. По прогнозам, темпы прироста рынка могут упасть с 12% (оценка прироста в 2008 году) до 8%. 

Телеком-рынок кризис практически не затронет (подробнее см. «Хлеб наш насущный», «Э-У» № 49 от 15.12.08). Игорь Березин, например, прогнозирует рост объема услуг мобильной связи на 10 — 15%. 

Наконец, продукты питания. Эксперты сходятся во мнении, что рынок в целом вырастет на 10%, при этом спрос на продукты «второй необходимости» (дорогие колбасы и сыры, деликатесы, мясо, кондитерские изделия) упадет. «Я недавно был в Челябинске, — вспоминает Игорь Березин. — И когда говорил, что рынок продуктов питания по объемам не снизится, одна из участниц возмущенно заметила, что в ее компании объемы продаж в октябре упали на 30%. Но другой участник тут же заявил: у него объемы реализации возросли на 40% в том же октябре».

Вероятнее всего, сознание потребителей в целом вновь переменится на «докризисное» через полтора-два года (для разных социальных групп — от полугода до трех лет). Григорий Трусов:

— Если смотреть на циклы, то подобная рецессия обычно длится около двух лет, после чего потребитель опять начинает расправлять плечи, зарабатывать и не бояться тратить. Американские потребители — вечные оптимисты, они спасут свою экономику. При больших проблемах США выкарабкается раньше. Наш потребитель, вечно опасливый, ожидающий очередной западни, которую выстроит ему государство и жизнь, и пугается легче, и из состояния «все плохо» выбирается дольше. Потребительский пессимизм будет делать наш кризис глубже.

50%, кто больше?

В противовес негативным тенденциям (финансовые сложности, выжидание, сокращение кредитования) маркетологи выделяют две позитивные. Первая — у людей все еще остались наличные деньги. Вторая — у части потребителей спрос в связи с кризисом практически не изменится.

Следовательно, за клиентов нужно продолжать бороться. Первое, что советуют практически все маркетологи, — забыть о тактике «плохих слухов» и «страшилок» о неизбежных потерях сбережений, а также не экономить на рекламе:

— Слухи порождают панику, как «бегущий майор», — говорит Константин Брызгалов. — А в панике люди перестают вести себя рационально, возрастает влияние случайных факторов на процесс покупки. Ситуация становится менее управляемой. И вовсе не обязательно, что покупать начнут именно товар инициатора слухов. К тому же паника всегда грозит перерасти в катастрофу, а кому нужны катастрофы? Кроме того, не нужно сидеть на мешках с деньгами и ждать, что ты как-нибудь худо-бедно кризис переживешь. Сокращение доходов произошло у всех компаний, рекламу начали давать единицы. А куда пойдет потребитель — снявший в последние несколько месяцев с банковских счетов несколько миллиардов рублей? Туда, где активная реклама.

— В продовольственном ритейле надо постоянно пересматривать товарную матрицу в пользу более оборачиваемых и прибыльных продуктов, — подсказывает Юлия Рублевская. — В период кризиса наиболее ценны позиции не те, что имеют высокую добавленную стоимость, а те, которые стабильно продаются. От рискованных лучше отказаться. Еще один совет — не углублять товарные группы. 20 сортов йогурта, которые раньше были очень привлекательны для потребителей, сейчас не сильно интересны. Ассортимент выгоднее расширять за счет сопутствующей продукции: сезонных товаров, игрушек, товаров спонтанного спроса, бытовой химии, посуды, текстиля. Чем больше мы представим сочетаемых в потребности товарных групп, тем больше вероятность, что средний чек увеличится, оборачиваемость вырастет. Сегодня мы наблюдаем массовую раздачу скидок — 10, 30, 50%. Эффективны ли они? Для стандартных групп товара, к которым не надо принюхиваться, не надо примерять — да. При их покупке цена стоит на первом месте. В этом случае вообще лучше переходить на интернет-торговлю: содержание онлайн-магазина гораздо дешевле, даже с учетом логистики. Ритейлерам также стоит подумать о коалиционных программах. Объединения заправок, продовольственных магазинов и аптек, например, системой общих бонусов — хороший вариант увеличения устойчивости во время кризиса.  

Эксперты уверяют: сегодня нужно менять каналы продвижения товаров и услуг. В условиях кризиса, необходимости минимизации издержек очень эффективно использовать нестандартные каналы: социальные сети, интернет-форумы, блоги. 

Способы продвижения тоже должны смениться. В период кризиса человеку нужно почувствовать заботу о себе, получить поддержку, одобрение. Поэтому позиционирование марки производителя или ритейлера может стать социальным, более человечным, направленным на эмоциональную поддержку своего покупателя. Это должно проявляться не только в рекламе или спонсорских мероприятиях, но и в отношении персонала к покупателю.

Таким образом, в условиях ужесточившейся конкуренции за потребителя в выигрышном положении окажутся компании, прибавившие в человечности и убавившие

У партнеров

    «Эксперт Урал»
    №50 (358) 22 декабря 2008
    2008 — 2009: Итоги и перспективы
    Содержание:
    В условиях неопределенности

    2009 год будет очень тяжелым. В марте станет понятна глубина падения по основным рынкам. Восстановление в большинстве сегментов ожидается не ранее 2010 года. Островки стабильности — госсектор, включая финансируемые государством стратегические отрасли, пищепром, ритейл, телекоммуникации

    Реклама