Не на продажу

Спецвыпуск
Москва, 19.01.2009
«Эксперт Урал» №1-2 (359)
После нескольких лет беспрецедентного роста автомобильный рынок впервые испытывает проблемы: продажи сокращаются. Из-за больших долгов некоторые автодилеры оказались в кризисе ликвидности. Остальные, повышая эффективность продаж и других бизнес¬процессов, получат новые возможности для развития

Кризис в полной мере добрался и до автомобильного рынка. В ноябре продажи иномарок впервые показали отрицательную динамику (минус 8% в среднем по России), российские авто — беспрецедентное, дву­кратное, сокращение. В целом количество продаваемых легковых машин снизилось на 15%. Как автодилерам адаптироваться к снижению спроса и объемов продаж? Какой политики придерживаются автопроизводители? Каким будет автомобильный рынок в 2009 году? Эти и другие вопросы участники рынка обсудили на ежегодном круглом столе «Перспективы развития уральского автомобильного рынка. Стратегии автодилеров», организованном «Эксперт­Уралом».

Итоги и прогнозы

Тенденция к замедлению темпов роста продаж наметилась еще в августе, первым кризисным месяцем стал ноябрь
  Фото: Андрей Порубов
Фото: Андрей Порубов

— Те времена, которые переживает сейчас автомобильная индустрия, — это достаточно тяжелое испытание для всех. Рынок автомобильных продаж упал во всем мире. Наиболее значительно в США — на 35%, — сравнивает партнер KPMG Кристоф Шенк.

— Европа пострадала в меньшей степени, в среднем на 6%. В Германии и Франции снижение объемов не более чем на 7 — 8%, в Испании — на 40%. В Восточной Европе темпы роста пока только замедляются. Рынки развитых стран могут вернуться к показателям 10 — 20­летней давности, — добавляет директор практики по оказанию помощи компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers в России Андрей Комаров.

Тенденция к замедлению темпов роста автомобильного рынка в России наметилась еще в августе, а продажи отечественных автомобилей демонстрировали негативную динамику с марта. Тем не менее результаты девяти месяцев прошлого года выглядели неплохо: продажи легковых авто в общем итоге поднялись на 23%.

Последние месяцы 2008­го повлияли на общую динамику года: темпы роста российского рынка замедлятся, и показатель едва достигнет уровня 2007­го, когда новых легковых автомобилей было продано на 37% больше, чем в 2006 году, а иномарок — на 61%.

  Фото: Андрей Порубов
Фото: Андрей Порубов

Уральский автомобильный рынок полностью повторяет общероссийские тенденции. К примеру, по данным Национального агентства промышленной информации (НАПИ), самыми удачными месяцами для рынка Свердловской области стали май и июнь, когда было поставлено на учет 7,7 и 6,1 тыс. новых автомобилей (2008 и 2007 годов выпуска) российских и зарубежных брендов соответственно. А с августа начинается сокращение количества регистраций. Ноябрь характеризуется снижением показателя до минимума: только 2,5 тыс. машин. При этом колебания характерны для всех марок. Всего за 11 месяцев 2008 года в области зарегистрировано почти 36 тыс. новых иномарок и еще 6,8 тыс. новых российских авто. Лидеры — Toyota, Hyundai и Ford, на них приходится 30%.

Участники рынка отметили серьезные региональные различия в степени влияния кризиса на объемы продаж автомобилей. Наиболее серьезно пострадали автоцентры в монопрофильных вторых городах региона, где экономика завязана на одном­двух металлургических предприятиях.

Каким будет рынок в 2009 году? Как и на всех розничных рынках меняется структура потребления: люди, планировавшие приобрести автомобиль нижней ценовой категории, могут пересмотреть намерения. Ожидается также, что покупатели откажутся от дорогих моделей в пользу более дешевых. Так, средняя стоимость купленных авто стабильно росла на протяжении последних нескольких лет и в первом полугодии 2008 года составила 22,4 тыс. долларов, а в 2009 году показатель может снизиться до 18 — 20 тыс. долларов.

  Фото: Андрей Порубов
Фото: Андрей Порубов

Объем продаж будет продолжать сокращаться. Факторов, существенно влияющих на динамику рынка, несколько. Серьезный негативный эффект в 2009 году будет иметь сокращение объемов выдаваемых авто­кредитов из­за роста ставок и ужесточения требований банков (о ситуации на рынке автокредитования см. «Продержаться до лета», с. 29).

Другая важная группа факторов — изменение доходов населения, доли, расходуемой на приобретение автомобиля, и общая уверенность населения в стабильном будущем. По оценкам экспертов PricewaterhouseCoopers, при пессимистическом варианте доля расходов может сократиться с 5,9% в первом полугодии прошлого года до 4%, то есть до уровня 2005 года — минимального за последние семь лет.

Предположив, как эти и другие макроэкономические факторы могут измениться в 2009 году, и определив, как каждый из них отражается на динамике продаж, эксперты PricewaterhouseCoopers рассчитали их совокупное влияние на автомобильный рынок. В базовом сценарии снижение количества проданных легковых автомобилей в 2009 году составит 15%, а при пессимистическом сценарии — до 45%. В долларовом выражении в целом продажи автомобилей в России упадут с 60 млн долларов в этом году до примерно 32 — 45 млн долларов в следующем.

Период адаптации

Производители могут помочь дилерам перераспределить накопившиеся складские запасы и финансово поддержать их, увеличивая сроки консигнации и платежей

Снижение объемов продаж производители будут компенсировать увеличением рекомендуемых розничных цен. С 1 января стоимость автомобилей многих марок выросла от 2 до 15%, в среднем на 5 — 7%. На рост цен влияет также укрепление доллара и йены по отношению к рублю, а также государственная поддержка отечественных производителей — повышение пошлин на ввозимые иномарки.

О сокращении объемов производства заявили уже многие работающие в России автоконцерны: работать на склад смысла нет. Первым примером антикризисных мер западного автопроизводителя в России стала двухнедельная остановка производства Renault Logan на заводе «Автофрамос» в конце декабря.

— Но есть и позитивные новости. К примеру, Volkswаgen не планирует приостанавливать инвестиции в строительство завода в Калуге. Объект будет запущен в апреле и выйдет на проектные мощности к началу 2010 года, — отмечает партнер, директор отдела бизнес­консультирования KPMG Кирилл Сидоренко.

Для дилеров первоочередная задача в условиях дефицита ликвидности, по мнению президента Ассоциации российских автомобильных дилеров «РОАД» Дмитрия Гулина, — оптимизация складов и продажа накопившихся запасов, а также введение дополнительных смен в сервисном обслуживании, уменьшение дебиторской задолженности по сопутствующим товарам, сокращение выкупа подержанных авто.

— Основной целью сейчас является сохранение дилерских сетей, — считает Дмитрий Гулин. — У нас почему­то не принято говорить об автодилерах как о самостоятельной отрасли, только об автопроме.
В то время как общее количество персонала в дилерских сетях — не менее 200 тыс. человек. Соответственно можно представить социальные последствия, когда дилеры заявляют о 30­процентном сокращении персонала. Суммарные уже реализованные инвестиции дилеров составляют 10 млрд долларов. Этот показатель превышает планируемые инвестиции западных производителей, строящих свои заводы в России.

В конце года РОАД обратилась к производителям с просьбой поддержать автодилеров. Ассоциация предложила, во­первых, согласовать с дилером план ближайших поставок автомобилей на его склады. Во­вторых, по тем автомобилям, складские запасы которых для дилера критичны, помочь в их перераспределении: дефицит определенных моделей одного дилера восполнить из избыточных запасов другого. И наконец, оказать финансовую поддержку, увеличивая сроки консигнации, сроки платежа, отменяя или снижая санкции за невыполнение планов.

По мнению консультантов, определенный запас прочности, который позволит сохранить показатели прибыльности бизнеса при снижении спроса на автомобили, даст сервис. Эту область необходимо развивать. Нужно оговориться, что это утверждение верно в среднем для рынка: если в каком­то городе продается сто автомобилей определенной марки — заработать на сервисе невозможно. В чуть более выигрышном положении в нынешней ситуации оказались дилеры, которые традиционно уделяли внимание развитию сервисного обслуживания. Как правило, большую часть выручки дилер получает от продажи новых автомобилей: по данным KPMG на лето 2008 года, в среднем 80 — 90% и всего 10 — 20% от сервиса и запасных частей, в то время как прибыльность сегментов составляет 6 — 10% и 35 — 45% соответственно. «На протяжении последних трех лет прибыль от продаж новых автомобилей в США сокращалась, а от сервиса — росла. Это очень показательно, так как у нас до сих пор принято воспринимать дилеров как продавцов. На самом деле, например, средний дилерский центр в своем составе имеет около ста человек, из них 20 занято в продажах, в сервисном обслуживании — вдвое больше, оставшихся можно отнести к вспомогательному персоналу», — добавляет Дмитрий Гулин. При этом участники рынка уточняют: на Западе цена авто в два раза выше, а нормо­час — в два раза дороже, чем в России.

Несмотря на негативные тенденции, говорить о критическом сокращении продаж автомобилей, принципиально влияющем на финансовые показатели, пока рано. По мнению экспертов, на сегодняшний день невозможно точно спрогнозировать результаты продаж на ближайший год, ситуация может проясниться по окончании первого квартала 2009 года. Согласно оценкам PricewaterhouseCoopers, автомобильный рынок России может вернуться к уровню 2006 года. Однако значительный потенциал роста автомобильного рынка в долгосрочной перспективе сохраняется. Устойчиво состояние многих крупных уральских игроков, которые сейчас логично занимаются корректировкой масштабных инвестиционных программ, сокращением расходов и оптимизацией всех бизнес­процессов. Для них этот год может стать годом новых возможностей. В уязвимом положении оказались дилеры с большой долговой нагрузкой. Для обеспечения более высокого уровня запасов и дорогостоящих капиталовложений в новые автоцентры они привлекали значительные заемные средства. Большая часть этих заемных средств носила краткосрочный характер, и теперь банки требуют погашения займов. В то же время для тех, кому удалось продлить сроки займов, быстро растут процентные ставки. Такие игроки уйдут с рынка: количество предложений по покупке дилерских центров за последнее время значительно увеличилось. В отрасли последует консолидация.

Благодарим научно­производственный центр «Видикор» за организацию видеоконференцсвязи

Объем продаж новых* автомобилей в Свердловской области за 11 месяцев 2008 года по моделям
Объем продаж новых* автомобилей в Свердловской области за 11 месяцев 2008 года по маркам
Объем продаж автомобилей в кредит в России
Темпы роста продаж легковых автомобилей в России в 2008 году по сравнению с 2007 годом, %
Объем продаж легковых автомобилей в России

У партнеров

    Реклама