День завтрашний

Спецвыпуск
Москва, 19.01.2009
«Эксперт Урал» №1-2 (359)
Осознание того, что представляет собой нынешний автобизнес, придет в ближайшие полгода, считает генеральный директор Группы Авто Плюс (управляет двумя автоцентрами Toyota в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле, автосалонами Lexus и Audi, а также центром по продаже и обслуживанию подержанных машин Toyota и Lexus в Екатеринбурге) Павел Шестопалов

— Павел Игоревич, каковы первые итоги кризиса для авторынка?

— В октябре существенное снижение темпов роста продаж было заметно только для отдельных марок. Был даже небольшой всплеск, когда, поддавшись панике, люди вынимали деньги из банков и вкладывали в автомобили.

Первым кризисным месяцем для всего рынка стал ноябрь. К примеру, по дорогим маркам Audi и Lexus количество продаваемых автомобилей упало вдвое; по Toyota наблюдалось только снижение темпов роста. Тем не менее предварительно общие результаты 2008 года неплохие: прирост продаж Toyota — 20% по сравнению с 2007 годом (план — 10%, но нужно отметить, что он формируется исходя из квот производителя, а не прогноза спроса), по Lexus роста не будет (план — минус 5%).

Изменилась структура продаж: сейчас больше несут наличных денег. Продажи в кредит есть, но отнюдь не массового характера как раньше. Проблема даже не в отсутствии кредитов, а в общей неуверенности на рынке. Кто будет брать деньги в банке, особенно валюту, в тех условиях, когда не понятно, что будет. К примеру, на производстве, где работает человек: сократят его или нет, каков будет уровень дохода на следующий год. Этого никто не знает, планировать свою жизнь даже в рамках одного года очень трудно, поэтому на кредит мало кто согласится.

Соответственно сменилась категория покупателей, особенно это заметно по дорогим маркам.
К примеру, если раньше дорогие авто покупали в основном молодые люди в кредит, то сейчас покупателями становятся люди более старшего возраста, которые вкладывают сбережения в автомобиль.

— Что будет с объемами продаж и ценами в 2009 году?

— Прежней доходности и тех объемов продаж, которые были до недавнего времени, уже не будет. Удельные затраты на производство автомобилей в 2009 году вырастут на 10 — 15%. Поэтому, чтобы не допускать работы в убыток, многие производители, в частности Toyota, с 1 января увеличили цены. На глазах пример автоконцернов Ford, GM и Chrysler, которые для стимулирования продаж последние три года в Америке шли по пути снижения цены и делали скидки 20 — 30%. Закончилось это, как мы видим, печально, фактически банкротством предприятий.

К увеличению цены и сокращению темпов роста продаж также приведет переход многих производителей к формированию цен в долларах, а он по всем прогнозам вырастет, по крайней мере в краткосрочной перспективе. Этому будут способствовать и действия правительства — повышение таможенных пошлин на новые автомобили.

— В сентябре прошлого года впервые Фонд прямых инвестиций приобрел пакет акций уральского автодилера. Как вы оцениваете эту сделку в нынешних условиях?

— Мы привлекли средства крайне вовремя. То, что в условиях кризиса появились дополнительные источники финансирования, дало некую подушку безопасности, и мы чувствуем себя очень уверенно. Стоимость пакета акций Группы Авто Плюс (менее 25%), который принадлежит теперь Russian Retail Growth Fund, составляет 45 млн долларов. Инвестиции фонда планировалось направить на строительство новых автоцентров и сделки слияния и поглощения. Это позволило бы в короткие сроки существенно расширить географию и портфель брендов. Сейчас планы скорректированы: активно не вкладываем, готовим почву для будущего.

— Послужит ли текущая ситуация толчком к укрупнению рынка?

— Сделки слияния и поглощения, безусловно, будут. Это вопрос экономики отдельного предприятия. Вся розница, не только автомобильный рынок, росла на больших заимствованиях, поэтому в условиях, когда доходная часть падает, некоторым будет не под силу вытягивать эту кредитную нагрузку. Уже есть несколько предложений о покупке бизнеса, которые обсуждаются, но конкретных договоренностей пока нет. В любом случае приобретение дополнительного дилерства — увеличение проблем покупателя. Но все же есть компании, которые могут себе это позволить. Проблема в том, что оценки стоимости компаний неадекватны. Люди еще психологически не понимают, в какой ситуации находятся. Вчера это был успешный растущий бизнес. Осознание того, что собой представляет бизнес нынешний, придет в ближайшие полгода.

У партнеров

    Реклама