Зеркало, скажи

Общество
Москва, 02.02.2009
«Эксперт Урал» №4 (361)
Создать единый архитектурный облик мегаполиса невозможно. Однако выделить город из вереницы российских региональных столиц через формирование новых центров притяжения внимания — вполне реально. Именно эту роль должны сыграть строящиеся высотные комплексы Екатеринбурга

По каким принципам развивается Екатеринбург, насколько вольны архитекторы и инвесторы в выборе строительных решений — на эти и смежные темы мы разговариваем во время прогулки по центральным улицам города с членом союза архитекторов России и руководителем архитектурной мастерской «Менгир» Владимиром Громадой.

— За последние несколько лет город резко изменился. Можно ли говорить, что формируется новый стиль в архитектуре Екатеринбурга? Если да, то каковы его основные черты?

— Большинство новостроек, по которым мы судим о новой городской архитектуре, проектировались лет шесть­семь назад. В тот момент архитекторы и заказчики стали уходить от единичных проектов и тяготеть к концентрации групп, к глобализму в проектировании. Если офисный или торговый центр — то комплекс зданий. Если жилая недвижимость — то архитектурный ансамбль. Постепенно пришло осознание ценности земли: и чиновники, и инвесторы стали четко представлять, какую выгоду можно получить с конкретно взятого квадратного метра в центре или на окраине. К тому же был разработан стратегический план развития Екатеринбурга, в котором прописано, где должны быть сосредоточены офисные и деловые центры, где — развлекательные и торговые комплексы, а где — спальные районы. И бизнес не то чтобы идет на поводу у администрации, но старается не нарушать градостроительный баланс.

Новые акценты

— Как окружение влияет на будущий облик объекта?

— Мы с вами сейчас проходим возле площадки, где через несколько лет должен появиться огромный комплекс Екатеринбург­Сити. На то, как именно он будет выглядеть, окружение в квадрате Московская — Челюскинцев — Бориса Ельцина — Ленина практически не влияло: на этом месте никогда ничего подобного не было, привязываться не к чему. При проектировании новых зданий вставал вопрос о том, как они впишутся в композицию и архитектуру улицы (когда­то 9 января, а теперь — Бориса Ельцина. — Ред.), не перекроют ли «свечку» здания областного правительства и стоит ли вообще здесь, кроме башен Екатеринбург­Сити, возводить еще что­то высотное. Но сейчас в этом районе фактически с нуля формируется новый деловой центр города, который должен стать местом притяжения людей. До сих пор эта улица была пустынной, ее можно было пройти всю и не встретить ни одного человека. Деловой центр не может не поддерживаться торговой, культурно­развлекательной функциями. Поняв это, инвесторы начали вокруг Екатеринбург­Сити приобретать землю. Так появился проект «Демидов». И к нему и вообще ко всем объектам, проектируемым уже после создания и утверждения концепции Сити, администрация города относилась крайне ревностно. Проекты не подписывались не только с первого раза, но и с двадцатого. Очень долго шла работа по согласованию с Главархитектурой, проекты неоднократно выносились на градостроительный совет, на суд общественности, чтобы понять, насколько верно здесь будет вписано то или иное здание.

— Еще одной доминантой станет третья очередь бизнес­центра «Антей». И вот она­то не только одинока и ничем не подкреплена, но и никак не соотносится со стоящей рядом первой очередью…

  Фото: Андрей Порубов
Фото: Андрей Порубов

— Действительно, эти два здания не воспринимаются как части единого комплекса. Конечно, можно было бы сделать третью очередь в бронзовых тонах. Но зеркальное, тонированное серым остекление, которое применяется на достраиваемой высотке, имеет универсальный характер. Оно становится голубым в безоблачный день, бронзовыми — на закате, серым — в пасмурную погоду. Применение такого стекла — один из простых способов уйти от конкретного цвета. Вообще было много сомнений в том, нужно ли именно в этом месте такое высокое здание. Тем более что его появление здесь в какой­то степени неоправдано, ничем не подчеркивается. Но любая высотная застройка самодостаточна и со временем притягивает к себе окружение... Если будет реализован проект «Европа — Азия», он займет нишу между первой и третьей очередями «Антея». Заполнение пространства произойдет в любом случае и сконцентрирует внимание на этой зоне. Таким образом, в городе будет сформировано три высотных акцента: первый — здесь, второй — Екатеринбург­Сити, и третий — в районе кинотеатра «Космос», где через два­три года, если проект не свернут из­за общеэкономических проблем, начнется строительство гостиницы.

Новые ошибки

— В свое время было много разговоров о том, что высотки не вписываются в историческую застройку центра города…

— На мой взгляд, страшнее, когда среды нет как таковой. Историки могут долго рассуждать о том, кто и когда жил в особняках, расположенных на месте застройки Екатеринбург­Сити. Но это был огромный кусок бесхозной земли, кучи мусора и старые развалившиеся дома. Они, может быть, и имели историческую ценность, но их никто не хотел реконструировать, они находились в ужасном состоянии, в них обитали только люди без определенного места жительства. И все это — в центре города. Поэтому, на мой взгляд, решение очистить эту площадку и отдать ее под крупную комплексную застройку совершенно оправдано.

Тем более что мы застраиваем административный центр города и не лезем в исторический — на проспект Ленина. Туда, если вы заметили, администрация вообще никого не пускает с современной архитектурой — это лицо города. Если взять книгу советских времен, посвященную Свердловску, и сравнить облик города, мы увидим: здания, расположенные на центральной улице, не сносились, глобальных реконструкций также проводить не давали.
А объекты, которые позволяют снести для того, чтобы получить свободный участок под новую застройку, как правило, расположены на технических улицах.

— А как же деловой и торговый центр «Европа» на пересечении проспекта Ленина и улицы Вайнера: это особняк XIX века, от которого остался только фасад...

Одностилевой подход в современной архитектуре мегаполиса — это утопия

— Да, это, пожалуй, наиболее яркий пример реконструкции с введением новых функций. В целом я — за такие решения. Потому что оставлять тот кошмар, который был во дворах этого дома раньше, нельзя. Правда, реконструкция фасада проведена из рук вон плохо. Это видно даже непрофессионалу. Например, идет линия с узорами, вдруг она прерывается, а дальше продолжается уже совсем другой орнамент. Скорее всего, так произошло, потому что в советское время какая­то часть лепки отвалилась, и не нашли ни куска, ни фотографии, по которой можно было бы понять, нужна ли она там. Или посмотрите на окна: на одном завершение арки стрельчатое, на другом — стрельчатое, но кривоватое, третье — вообще без арки.
И таких вещей очень много. Если бы работали профессиональные реставраторы, они вряд ли позволили бы себе совершить такие ошибки. Да и архитекторы наверняка обращали внимание на детализацию элементов фасада. Причина — нехватка: либо внимания, либо ума. К сожалению, непрофессионализм, который присутствует у нас на стройке, в реализации подобных проектов особенно заметен.

Новые ориентиры

— Последние два года в городе стали появляться объекты, в основном коммерческого назначения, стилизованные под историческую застройку. Чем вызван интерес к такой архитектуре?

  Фото: Андрей Порубов
Фото: Андрей Порубов

— Есть две причины. Во­первых, в каких­то случаях администрация города просто не дает вторгаться в сформированную среду с чужеродным объектом, очередной «стекляшкой». Наиболее яркий пример — здание офисного центра «Сенат», стилизованное под окружающие его особняки конца позапрошлого — начала прошлого века. Оно вписано достаточно аккуратно, стилистика архитектуры Литературного квартала, в котором оно расположено, соблюдена. А во­вторых, с недавних пор у нас в архитектуре объектов торговли появилось понятие вип­сектора. Оно проявляется не только в большом количестве дорогого стекла на фасаде, но и в качестве архитектуры. Наиболее яркий пример в этом случае — третья очередь торгового центра «Гринвич». Это будет масштабное здание в стиле тяжелого ампира, с большими арками и фальш­остеклением.

— Как при нагромождении в центре города зданий различных стилей, высотности и функционала добиться единого архитектурного облика мегаполиса?

— На мой взгляд, одностилевой подход — утопия. Единый стиль можно создать только, если возводить город в чистом поле. Запоминающееся лицо мегаполиса можно сформировать лишь одним способом — привлечением внимания к определенному центру. В Москве — это Красная площадь, в Санкт­Петербурге — Невский проспект. У нас такого просто быть не может. И когда говорят, что точечная застройка — это плохо, хочется спросить: что вы предлагаете? Сносить кварталы и строить новые — не выход. Нужно стремиться к качеству архитектуры. Даже в отдельно взятых элементах. Это дает городу уникальные объекты. Долгое время у нас таким был цирк, он отличал город от других областных центров. Возможно, новым как раз мог бы стать Екатеринбург­Сити, задающий стилистическую специфику архитектуры города.

Владимир Громада — соавтор проектов многофункционального комплекса с конгресс­холлом «Демидов», торгово­офисного центра LIMERANCE, многофункционального торгово­развлекательного комплекса «Гринвич», торговых центров «Гринго» и Corteo Fashion Mаll.

У партнеров

    Реклама