Механизм действия системы прямого возмещения вреда и упрощенного порядка оформления ДТП (по опыту Франции)

2 марта 2009, 00:00
  Урал

Главное отличие российской системы ОСАГО от европейской в том, что в ней активно задействованы независимые эксперты. Это с одной стороны гарантирует объективность оценок, а с другой — позволяет выявлять до 80% случаев страхового мошенничества

Взаимоотношения страховщика и страхователя

1. Прямой страховщик (ПС) в течение пяти дней с момента ДТП получает от своего клиента экземпляр извещения о ДТП, заполненного им совместно с другим участником ДТП.

2. ПС на основании информации, изложенной в извещении о ДТП, а также любых других законных доказательств делает заключение о степени виновности своего страхователя и другого участника в произошедшем ДТП. На практике страховщики используют каталог типовых схем ДТП, который составлен на основании ПДД и судебной практики.

3.В случае если ПС устанавливает, что по гражданскому праву его страхователь имеет право на получение полного или частичного возмещения вреда со стороны другого участника ДТП, он самостоятельно приступает к урегулированию страхового случая.

4. ПС назначает независимого эксперта, зарегистрированного в государственном реестре экспертов-техников.

5. Эксперт составляет отчет об экспертизе, содержащий объем восстановительных работ и их стоимость.

6. Кроме того, эксперт осуществляет контроль за допуском ТС к участию в дорожном движении.

7. Эксперты также обязаны сообщать о признаках страхового мошенничества.

8. После экспертизы поврежденное ТС направляется в авторемонтную мастерскую, расчеты с которой производит ПС.

Взаимоотношения между страховщиками

9. В случае если сумма ремонта, указанная в отчете о независимой экспертизе, не превышает законодательно установленную:

а) ПС для возмещения своих расходов в порядке суброгации заполняет электронную форму и направляет ее в информационный центр.

б) Страховщик виновника ДТП обязуется возместить убытки прямого страховщика на оплату стоимости ремонта в законодательно зафиксированном размере.

в) Требования, выставленные страховщиками друг к другу, аккумулируются в клиринговом центре.

г) Ежемесячно для каждого страховщика клиринговый центр подсчитывает сальдо по полученным и выставленным требованиям.

д) Клиринговый центр в зависимости от сальдо страховщика списывает или начисляет на его банковский счет соответствующую денежную сумму.

е) Страховщики имеют возможность изучать выставленные к ним требования в базе данных клирингового центра в электронном виде и сверять со своими записями. В случае если страховщик виновника обнаруживает наличие явной ошибки, он имеет три месяца с момента выставления, чтобы связаться с прямым страховщиком и получить возврат суммы ошибочного требования.

ж) Наличия у страховщика виновника каких-либо подтверждающих документов по убытку не требуется, прямой страховщик является гарантом законности ведения досье по убытку.

з) Клиринговый центр предоставляет компаниям сальдо по взаиморасчетам и все промежуточные бухгалтерские проводки для внутренней бухгалтерии страховых компаний.

10. В случае если сумма ремонта превышает законодательно установленную, страховщик виновника назначает независимого эксперта, который определяет размер ущерба.

а) Страховщик виновника обязан перечислить прямому страховщику в порядке суброгации сумму выплаченного страхового возмещения, а не фиксированную ставку как в первом варианте.

б) При предъявлении требования по суброгации прямой страховщик обязан передать страховщику виновника все документы, подтверждающие виновность и размер понесенного ущерба.

Источник: Российский союз автостраховщиков