Время собирать

Спецвыпуск
Москва, 30.03.2009
«Эксперт Урал» №12 (369)
Кризис заставил лизинговые компании менять стратегию: борьба за долю рынка отходит на второй план, на первом месте — реструктуризация портфелей, адаптация к новым условиям, сбор платежей по уже заключенным сделкам

Рынок лизинговых услуг от финансового кризиса пострадал вдвойне. С одной стороны, лизинговые компании лишились доступа к источникам финансирования в виде банковских кредитов и облигационных займов. С другой — ухудшилась платежеспособность клиентов и, следовательно, качество обслуживания лизингового портфеля. Результат — не просто снижение темпов роста рынка, а падение его объемов.

Сравните: в 2007 году, когда лизинговая отрасль демонстрировала самую высокую положительную динамику, сумма заключенных договоров выросла по стране в целом на 165% по отношению к 2006 году, на территории Урала и Западной Сибири — на 128%. А по итогам 2008 года на Урале она снизилась на 6%: с 59,3 до 56 млрд рублей. При этом впервые за последние два года финансирование компаниями нового бизнеса увеличивалось медленнее, чем лизинговые платежи: если в 2007 году динамика была одинакова (98%), то в 2008 году платежи выросли на 52%, а объем профинансированных сделок — всего на 7%.

Конечно, провальным стал лишь четвертый квартал, поэтому снижение объемов нового бизнеса зафиксировано лишь у половины участников рейтинга. Отчасти лизинговый бизнес спасает и то, что его прибыльность определяют сделки, заключенные в прошлых периодах: как минимум год компании могут жить на лизинговых платежах.

Что берут

Основным объектом лизинга до сих пор остается строительная техника: доля этого сегмента в общем объеме нового бизнеса составила 20,5% (по сравнению с 2007 годом минус 7 процентных пунктов). Вторая позиция у грузового автотранспорта — 14,1%, замыкают тройку лидеров легковые автомобили — 10,5%. Наблюдается рост спроса на лизинг в отраслях, которые поддерживает государство, а также в инфраструктурных проектах. Так, в лизинге сельскохозяйственной техники прирост составил 110%, в энергетическом оборудовании — 338%.

Почему нет денег

Один из главных факторов развития лизингового бизнеса — доступ к источникам финансирования. Практически для всех игроков основой ресурсной базы были банковские кредиты: 68% средств в 2008 году против 59% в 2007 году. «А в нынешних условиях у банков есть более актуальные направления для использования свободных ресурсов, чем 3 — 8-летние кредиты лизинговым компаниям, даже “своим”. Да, доля собственных ресурсов чуть выросла, но она все равно незначительна. К сожалению, большинство российских лизинговых компаний, даже называющих себя крупными, настолько слабо капитализированы, что разглядеть собственные средства в источниках фондирования лизингового портфеля можно только под микроскопом», — констатирует директор по развитию бизнеса EUROPLAN Александр Михайлов.

Мало того, как утверждает исполнительный директор компании «Уралтехнолизинг» Сергей Удельнов, банки начали в одностороннем порядке пересматривать ставки по уже выданным кредитам. «Лизинговым компаниям ничего не остается, кроме как перекладывать повышение долговой нагрузки на лизингополучателя, а это ведет к увеличению риска возникновения “плохого долга”», — констатирует Сергей Удельнов. При этом заметно снизился такой источник, как займы юридических и физических лиц, на который в последнее время лизинговые компании делали большую ставку.

Как быть с неплатежами

На фоне сокращения ресурсной базы растут просрочки по лизинговым платежам. «Неплатежей со стороны лизингополучателей становится все больше, нередко лизингодатели вынуждены изымать имущество и реализовывать его на вторичном рынке», — констатирует директор филиала Региональной компании «НОМОС-Лизинг» Марат Шафиков. Статистики просрочек не существует, есть оценки. Так, во многих компаниях просрочки платежей свыше одного месяца достигают 5% от дебиторской задолженности.

Понятно, что злого умысла у должников, как правило, нет. «В условиях кризиса основные клиенты, предприятия малого и среднего бизнеса, задерживают платежи из-за того, что их партнеры и контрагенты не выполняют обязательства. В таких случаях мы стараемся реструктурировать лизинговые платежи, чтобы вернуть клиента в график. Внутри компании работа в этом направлении выстроена четко и грамотно, отдельный департамент в рамках существующей процедуры «легкой вендикации» занимается профилактикой возможных задолженностей по техническим причинам», — рассказывает заместитель генерального директора компании CARCADE Лизинг Лариса Власова.

Кто останется

Безусловно, лизинг еще не умер, но получить финансирование может очень ограниченный круг предпринимателей.

— Это компании с высокой кредитоспособностью, работающие в отраслях, наименее подверженных кризису (торговля товарами повседневного спроса, оказание услуг населению, пассажирские перевозки), готовые оплатить аванс в размере минимум 30% стоимости имущества, — перечисляет заместитель генерального директора Югорской лизинговой компании Андрей Варняга.

Финансовый директор группы компаний «Ураллизинг» Ирина Сибирко считает привлекательными предприятия, производящие товары первой необходимости, как правило, относящиеся к малому бизнесу, имеющие небольшую долю заемного капитала и работающие напрямую с конечным покупателем: «Потенциальным клиентом сейчас является предприятие, готовое предложить высокий первоначальный взнос, имеющее запас прочности и готовое расплатиться в срок не более 2 — 3 лет».

Далеко не все лизинговые компании в условиях дефицита ресурсов и роста дебиторской задолженности выживут. «Наиболее устойчивы дочерние структуры крупных банков, а также те, кто существует на рынке давно и обладает значительным объемом собственных средств», — считает Марат Шафиков. Вероятнее всего, с рынка уйдут мелкие лизинговые компании, а также игроки, сосредоточенные на конкретном сегменте. Проще универсальным лизинговым компаниям, работающим в нескольких сегментах и регионах: это выравнивает их положение в нестабильной ситуации.

Рейтинг уральских лизинговых компаний по итогам 2008 года
Рейтинг филиалов федеральных и инорегиональных лизинговых компаний, работающих в Урало-Западносибирском регионе по итогам 2008 года
Лидеры по трем ведущим сегментам лизинга

Методы и информация

Исследование проведено аналитическим центром «Эксперт-Урал» с использованием методики рейтингового агентства «Эксперт РА». Опрошено 70 компаний, от 26 получены анкеты (в 2007 году в рейтинге приняли участие 39 компаний). Рейтинг основан исключительно на сведениях, официально предоставленных компаниями за подписью руководителя и печатью организации.

Главный критерий ранжирования участников в списке — показатель объема нового бизнеса.

Объем нового бизнеса (объем рынка лизинга) — объем сделок, по которым наиболее раннее из двух событий (1 — закупка оборудования для передачи в лизинг по договору лизинга, 2 — перечисление ненулевого аванса от лизингополучателя) наступило не ранее первого дня исследуемого периода и не позднее его последнего дня.

Объем профинансированных средств — средства, потраченные лизинговой компанией в рассматриваемом периоде по текущим сделкам для их исполнения (закупка оборудования, получение лицензий, монтаж и прочие расходы лизингодателя).

Объем полученных лизинговых платежей — общая сумма платежей по договорам лизинга, перечисленных на расчетный счет организации в течение периода.

Текущий портфель компании (объем лизинговых платежей к получению) — объем задолженности лизингополучателей перед лизингодателем по текущим сделкам за вычетом задолженности, просроченной более чем на два месяца.

Все показатели по компаниям указываются с учетом НДС.

У партнеров

    Реклама