С прицелом на будущее

Тема недели
Москва, 30.03.2009
«Эксперт Урал» №12 (369)
«Газель» — привлекательный тип банковского заемщика, считает заместитель директора управления кредитования Уральского банка Сбербанка России Евгений Крылов

— В чем, на ваш взгляд, заключаются особенности «газелей» как банковских заемщиков?

— Сегодня для любого банка очень важно понять, какой клиент будет в будущем перспективным и надежным. Послушав на конгрессе представителей «газелей», мы поняли: это очень интересный тип заемщика. Это связано прежде всего с высокими темпами развития «газелей». Если компания в течение длительного времени растет как минимум на 30% в год (а другие компании этого же сегмента значительно медленнее), она просто обязана быть эффективной, а значит — в состоянии обслуживать кредитный портфель качественно и своевременно. Кроме того, такие компании для развития бизнеса часто покупают новые объекты, площадки, инвестируют в новые технологии. Для них — это средства производства, а для банка — очень хороший предмет залога. Все это делает «газелей» привлекательными для банка клиентами.

Вместе с тем некоторая эйфория, в том числе вызванная бурным ростом, не позволяла части «газелей» объективно оценить свое финансовое состояние. Ряд из них финансировали долгосрочные проекты за счет привлечения коротких денег. В результате, когда сегодня некоторые банки отказывают в рефинансировании коротких кредитов, многие компании не способны вернуть денежные средства, которые фактически вложены в проекты с длительным сроком окупаемости, и оказываются на грани дефолта. 

— Какую практическую пользу вы почерпнули для себя по результатам обсуждения феномена «газелей»?

— Кредитование является первостепенной задачей Сбербанка, мы имеем все необходимые для этого финансовые средства. Но на фоне текущих тенденций в экономике регионов мы планируем проводить взвешенную кредитную политику. Реалии подводят нас к тому, что нужно пересматривать критерии оценки заемщиков. Если раньше банк учитывал, как компания вела себя в прошлом, какие у нее были финансовые результаты, то сейчас мы изучаем возможные сценарии ее развития в будущем: перспектива отрасли, надежность контрагентов, партнеров и так далее. Поэтому любые исследования рынка, отдельных бизнесов для банка очень полезны. Это позволит нам выстроить эффективную модель взаимоотношений с нашими клиентами.

У партнеров

    Реклама