Защити себя сам

Москва, 13.04.2009
«Эксперт Урал» №14 (371)
Кризис сильно тряхнул почву под ногами подрядчиков в промышленном сервисе. Устоят только компании с серьезной подготовкой

Союз предприятий промышленного сервиса Урала и Сибири и аналитический центр «Эксперт-Урал» шестой год составляют рейтинг подрядных организаций в сфере антикоррозионной защиты (АКЗ). Все это время сквозь призму АКЗ мы смотрели, как развиваются компании промышленного сервиса в условиях подъема экономики, когда всем хватало проектов и все могли заработать. Сегодня cложилась совершенно другая рыночная среда. Еще до конца прошлого лета промышленные компании Урала и Западной Сибири продолжали расти на волне благоприятной конъюнктуры. Но за четвертый квартал 2008 года объем отгруженных товаров сократился на 23% (в аналогичном периоде 2007 года прирост составил 37%). Как кризис сказался на рынке промсервиса (в частности АКЗ) и как будут действовать компании в новой обстановке?

Фонды под нож

Сейчас то время, когда можно догнать лидеров рынка

Традиционно основные заказчики на рынке промышленного сервиса — крупные нефтегазовые, нефтехимические и химические предприятия, металлурги и электроэнергетики. Кризис они передали подрядчикам как эстафетную палочку: производители максимально сокращают расходы, а среди основных статей — содержание и ремонт промышленных зданий, сооружений и оборудования.

— Металлурги приостановили основную часть ремонтно-строительных работ на ближайшие год-два. Капитальное строительство заморожено, достраивают лишь объекты 80 — 90-процентной готовности. Проводят только необходимые ремонты: защиту оборудования, на котором работают, — рассказывает директор компании «АльпСервисТагил» Сергей Грачев.

— Самой «экономной» оказалась металлургия: в связи с обвальным падением цен и колоссальным снижением мирового спроса на металл ремонтные и инвестиционные программы предприятий уменьшились примерно на 70%, — солидарен с коллегой гендиректор компании FPS Сергей Никифоров. — Уже сегодня понятно, что в 2009 году наш портфель заказов сильно не увеличится, но на небольшой рост мы все-таки рассчитываем. Основные заказы получаем от нефтехимической и нефтеперерабатывающей отрасли. Но даже их бюджеты на работы по АКЗ уменьшились на 30 — 50%.

— Газпром серьезно снизил расходы на капремонт, оставил только самое необходимое, — добавляет генеральный директор компании «ИМОНИКА-строй» Олег Тараненко.

В последние несколько лет основной объем выручки серьезные компании в области промышленного сервиса получали за счет работ на строительстве новых объектов. У компаний, участвующих в рейтинге подрядных организаций в сфере АКЗ, эта доля составляет 50 — 80%. И сегодня основные надежды подрядчики возлагают на капитальное строительство.

Проекты и бюджеты остались в основном у нефтяников и газовиков: сырьевой сектор накопил достаточно жирка. Кроме того, он пользуется поддержкой властей на федеральном и региональном уровнях.

— Капитальное строительство у Газпрома сохранилось в приоритете. Транснефть активно двигает проекты новых нефтепроводов, особенно в восточном направлении. Сокращение затрат есть, но оно сосредоточено на предотвращении распыления денежных средств. Основные проекты финансируются очень серьезно. К примеру, мы работаем на строительстве пускового комплекса на Ванкорском месторождении (НК «Роснефть»). И надо отдать должное: все финансовые обязательства исполняются вовремя, — рассказывает Олег Тараненко.

Интерес к капстрою на рынке АКЗ подтверждает и исполнительный директор компании ВЫСО Энтони Винсент: «При заключении новых контрактов мы уделяем основное внимание крупным проектам в государственном и частном секторе нефтегазовой отрасли».

Масштабные проекты, обеспечивающие работой подрядчиков в промышленном сервисе, реализуются в основном в Западной и Восточной Сибири, Заполярье, Татарстане. Это строительство магистральных трубопроводов Транснефти (нефтепроводная система «Восточная Сибирь — Тихий океан», нефтепровод Харьяга — Индига) и Газпрома (газопровод СРТО — Торжок, системы магистральных газопроводов Бованенково — Ухта), объектов нефте- и газодобычи (Газпром осваивает Бованенковское месторождение, Роснефть — Ванкорское, ТНК-ВР и Роснефть — Верхнечонское, «Газпром нефть» — Приобское), химических производств (Новоуренгойский газохимический комплекс Газпрома, комплекс полипропилена в Тобольске СИБУРа), нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов Татнефти в Нижнекамске.

С наименьшими потерями

Руководители подрядных организаций помнят, с каким трудом им удалось поднять уровень технической оснащенности предприятий, собрать квалифицированных сотрудников. Поэтому многие подрядчики нацелены на внутренний рост.

— Стратегия развития нашей компании в нынешних условиях — сохранение команды и усиление профессионального потенциала, — указывает Сергей Никифоров. — Мы стараемся проводить больше тренингов, осваивать новые технологии и виды работ. Сейчас то время, когда можно догнать лидеров рынка. Ни в коем случае нельзя бездействовать — это приведет к стагнации. Напротив, можно и нужно наращивать обороты, более активно вести себя на рынке.

— Сохранение коллектива для нас сегодня главное, — согласен с коллегой генеральный директор компании «Адгезия» Сергей Исупов. — Мы приняли ряд мер для создания дополнительной мотивации, улучшения условий труда работников. К примеру, любой из сотрудников, а также члены его семьи имеют право бесплатного и неограниченного пользования услугами одного из местных спорткомплексов.

Вовне варианты действий подрядчиков сегодня можно свести к двум стратегиям — активизации работы с прежними заказчиками (предложение им новых видов услуг и их комбинаций) и поиску клиентов в новых секторах.

— Наша стратегия — переориентация с металлургии на нефтегаз, где более-менее стабильная ситуация, — говорит директор компании «АльпСервисТагил» Сергей Грачев.

По словам Энтони Винсента, стратегия ВЫСО на 2009 год заключается в расширении портфеля услуг и заказов на международном рынке — в Норвегии, Казахстане, странах Каспийского региона.

Сокращение ремонтных бюджетов и удорожание импортных материалов снижает рентабельность подрядчиков.

— Все поставщики постарались привязать цены к курсу евро, и доля материалов в себестоимости наших услуг увеличилась примерно на 25%. Но заказчик ни в коем случае не примет увеличения общей стоимости работ на четверть. Поэтому придется искать резервы снижения других затрат в себестоимости продукта, — говорит Сергей Никифоров.

— Сейчас ради налаживания отношений по некоторым договорам мы работаем со сниженной рентабельностью, — указывает на вариант решения проблемы Сергей Грачев. — Надеемся, что в следующем году финансовая ситуация улучшится.

— Мы разработали антикризисный пакет, — делится Энтони Винсент. — В условиях экономического кризиса заказчики могут объединить комплекс работ для передачи одному подрядчику, что позволит значительно сократить расходы. Генподрядчик тоже может экономить: организовать выполнение работ с привлечением узкоспециализированных компаний на условиях субподряда.

При стремлении заказчика максимально снизить издержки, возникает опасность демпинга со стороны мелких слабооснащенных компаний. Но ведущие подрядчики настроены оптимистично.

— В кризис конкурентное преимущество за средними и крупными компаниями, — добавляет Сергей Грачев. — Однодневке трудно начать работать: проектов сегодня на порядок меньше, заключить договор гораздо сложнее. Кроме того, если раньше заказчики оплачивали выполненные работы в течение одного месяца, то сейчас — за три-четыре.

— Чтобы существовать, надо иметь хорошие оборотные средства, — объясняет Олег Тараненко. — В одном тендере с нами участвовали фирмы, выставившие демпинговые цены. Но когда они выяснили условия, практически все отказались.

— Замедление роста рынка очевидно, — замечает Сергей Исупов. — Многие предприятия пересматривают ремонтные бюджеты в сторону их снижения. Но у нас нет особых опасений, что на первый план повсеместно выйдут фирмы-однодневки. Серьезные заказчики, для которых важны долговечность, качество работ и собственный имидж, отступления не допустят.

Очевидно: в кризис некоторые компании АКЗ будут вынуждены закрыть бизнес. Конкурентные преимущества получат те, кто в годы роста экономики инвестировал в оборудование, технологии и обучение персонала.

Показатели работы подрядных организаций в 2008 году
Рейтинг подрядных организаций антикоррозионной защиты по итогам 2008 года

Методы и информация

Рейтинг разработан Союзом коррозионистов Урала (СКУ) и АЦ «Эксперт-Урал», в нем принимают участие подрядные организации, специализирующиеся на антикоррозионной защите основных фондов предприятий.

Подрядные компании разделены по численности персонала на две группы: крупные — 100 человек и больше; средние и малые — до 100. (По мере развития рынка антикоррозионной защиты стало очевидно, что размер компании и качество оказываемых ею услуг не связаны прямо пропорционально. Средние и малые компании могут выполнять работы такого же качества, как и крупные, но в меньших объемах.)

Оценка участников рейтинга производится на основании полученных анкетных данных от подрядных организаций, по ряду показателей, объединенных в семь критериев, характеризующих деятельность компании.

Принцип расчета итоговой оценки одинаков для обеих групп.

Рейтинг может значительно упростить заказчику отбор подрядных организаций, наиболее подходящих для конкретного объекта, в зависимости от их оценки по соответствующим критериям.

Методика рейтинга ежегодно оформляется в виде «Положения о рейтинге» и утверждается на правлении или общем собрании СКУ. Ее полный вариант можно найти на сайтах www.expert-ural.com и www.vysocom.com.

Новости партнеров

    Реклама