Цена советов

Москва, 20.04.2009
«Эксперт Урал» №15 (372)
На рынке аудиторско-консалтинговых услуг выживут компании, которые сумеют сохранить лучший персонал, проводить гибкую ценовую политику и расширять спектр услуг

Рейтинг крупнейших аудиторско-консалтинговых компаний Урала и Западной Сибири (без компаний «большой четверки») аналитический центр «Эксперт-Урал» готовит ежегодно. В 2008 году их суммарная выручка превысила 1,5 млрд рублей, прирост по отношению к 2007-му — 18%. Для сравнения: прирост в 2007 году по сравнению с 2006-м был в два с лишним раза больше — 44%. Ситуация в регионе схожа с общероссийской: доходы сотни ведущих АКГ России увеличились в 2008 году лишь на 23%, в то время как последние два года рынок демонстрировал устойчивый 40-процентный рост (данные рейтингового агентства «Эксперт РА»).

Структура совокупных доходов по сравнению с 2007 годом не изменилась: соотношение аудита и консалтинга — 40% к 60%. По выручке в сегменте консалтинга лидируют налоговый и юридический — 28,8% и 28,2% соответственно, услуги в области финансового управления — 10,8%, управленческий в сфере ИТ — 10,3% и консалтинг оценочной деятельности — 7,5%. В аудите самым востребованным традиционно остается обязательный ежегодный общий — 91,9%; банковский составил 6,6%, аудит инвестиционных институтов — 0,9%, страховых компаний — 0,6%.

Антикризисные решения

Консалтеры призваны раздавать советы бизнесу, но экономические потрясения их рынок не обойдут. Аудит пострадает несколько меньше: для многих предприятий проверки обязательны. Спрос на инициативный аудит, конечно, упадет. Еще сильнее пострадают собственно консультационные услуги: от них предприятия в целях снижения издержек начали отказываться в первую очередь. Правда, обвального расторжения договоров пока не наблюдается: обращение к консультантам в последние годы вошло у бухгалтеров в привычку. 

До сих пор основной спрос на услуги аудита в регионе наблюдался со стороны нефтяных компаний, строительной отрасли и торговли (17,8%, 12,5% и 10,4% в выручке соответственно). В консалтинге тройку лидеров также возглавляют нефтяники, затем идут машиностроение и электроэнергетика (доля в выручке — 28,1%, 12,6% и 7,9%). Однако тенденции начинают меняться. Первыми в необходимости аудиторско-консалтинговых услуг усомнились металлурги. «Еще осенью 2008 года предприятия Магнитогорска начали вести с нами переговоры о снижении цен», — рассказывает генеральный директор аудиторской фирмы «Аудит-Классик» Татьяна Севастьянова. Сейчас, по ее словам, такие вопросы поднимают компании строительной отрасли и машиностроения. «Держатся на плаву и продолжают активно пользоваться нашими услугами те, кто имеет высокую долю госзаказа в структуре доходов. Относительно неплохо чувствуют себя медицинские компании, стоматологические практики и аптечные сети».

Генеральный директор группы компаний «ВнешЭкономАудит» Светлана Киселева отмечает, что финансовая сторона вопроса для клиентов вышла на первый план, поэтому важна гибкая ценовая политика: «Мы пошли навстречу и оставили цены на уровне прошлого года. Соглашаемся на отсрочки и взаимозачеты».

Специфика аудиторского бизнеса такова, что есть предельная граница цен, ниже которой компания опуститься не может: она определяется заработной платой аудитора, утверждает генеральный директор компании «Новый аудит» Ирина Коновалова. Люди составляют главный капитал, их сохранение равнозначно сохранению бизнеса. Ирина Коновалова убеждена, что первая задача в условиях экономической нестабильности — снять тревогу в коллективе: «В силу того, что тревожность в обществе выросла, мы должны помогать сотрудникам гораздо больше, чем раньше. Считается, что люди сейчас будут держаться за свои рабочие места. Но если человек неуверен, тревожен, эффект будет минимальным». Тем не менее аудиторские компании, как и другие участники рынка, начали оптимизировать штатное расписание. Из 33 исследуемых компаний в девяти по сравнению с 2007 годом уменьшилось число специалистов. Количество аттестованных аудиторов снизилось в шести компаниях и сохранилось в десяти.

Есть, правда, игроки, пытающиеся пользоваться моментом. Генеральный директор аудиторской фирмы «Инвест-аудит» Егор Чурин считает, что благодаря кризису его компания сможет найти новые точки роста: «Масштабных инвестиций у аудиторских и консалтинговых компаний нет. Основные затраты связаны с продвижением на рынке и развитием персонала. На рынок труда сейчас вышло много квалифицированных специалистов, с которыми мы ведем переговоры. Есть плюсы и с точки зрения продвижения: рекламная отрасль переживает нелучшие времена и это позволяет нам повысить эффективность рекламной кампании, при этом снижать ее стоимость и оптимизировать бюджет».

Пересмотр маркетинговых концепций — довольно распространенная составляющая антикризисных действий аудиторов и консалтеров. «Привлекать новых клиентов стало сложно. Приходится разрабатывать нестандартные подходы к продвижению компании, искать варианты оптимальных взаимоотношений», — отмечает генеральный директор «Инвест-аудита» Егор Чурин.

Кризис подтолкнул многие компании к диверсификации бизнеса. Светлана Киселева говорит, что ее компания пересматривает основные бизнес-процессы и технологии работы, изучает варианты диверсификации, в том числе разработку новых актуальных продуктов. Татьяна Севастьянова считает, что нельзя замыкаться на одной-двух наиболее доходных услугах, тем более если они направлены на одну и ту же клиентскую базу: «Мы собственно и раньше это понимали, но основные усилия направляли на развитие тех видов деятельности, которые приносили больший доход. Сейчас жизнь заставляет разрабатывать новые продукты для новых категорий потенциальных клиентов».

Структура спроса действительно меняется: актуальны уже не задачи роста, а сокращение издержек, бюджетирование, оптимизация бизнес-процессов, администрирование налогов и усиление платежной дисциплины. «Компании все больше внимания стали уделять не получению сверхприбылей, а качественному, цивилизованному выстраиванию отношений с государством, финансовыми институтами и другими субъектами экономических правоотношений, что без грамотного консалтинга невозможно в принципе», — отмечает заместитель генерального директора группы компаний «Бизнес-
Аудит» Рустам Нугаев.

Пользуйся моментом

Жизнь заставляет разрабатывать новые продукты для новых категорий потенциальных клиентов

На пик спроса сейчас выйдут налоговый консалтинг, консультирование по судебным процессам, услуги, связанные с банкротствами предприятий и защитой от кредиторов, обслуживание возврата дебиторской задолженности. Консультанты, которые проявят себя в этих направлениях, имеют больше шансов остаться на рынке.

Определенные преимущества сейчас открываются перед региональными компаниями. На стадии роста экономики, когда у предприятия появились возможности получать дорогостоящие услуги у крупнейших международных консультантов, они лишились части клиентской базы, а сейчас могут ее вернуть. Генеральный директор аудиторской компании «Екатеринбургский Аудит-Центр» Владимир Бойков:

— Уже в прошлом году многие предприятия и банки стали отказываться от услуг крупнейших международных и российских аудиторских фирм. Как правило, они обращались к известным компаниям в основном исходя из целей привлечения инвестиций, поддержки определенного рейтинга. Сейчас бизнес-задачи изменились, поэтому потребность в дорогостоящих услугах отпала. Престиж для предприятий и банков уже не так важен, важней экономия. Крупные региональные аудиторские фирмы в этой ситуации могут вернуть себе прежних клиентов и даже приобрести новых.

Особенно сильно просел сегмент МСФО. Многие компании и раньше не испытывали практической потребности в проведении аудита по МСФО, заключение от международной аудиторской компании во многом было элементом имиджа. Финансовый кризис заставил бизнес серьезно скорректировать планы привлечения долгосрочных инвестиций и связанную с этим работу по обязательному переводу отчетности на международные стандарты. В условиях оптимизации бюджетов и замораживания долгосрочных проектов многие уже расценивают переход на международные стандарты или трансформацию отчетности как избыточную опцию. В связи с этим вряд ли состоится обязательный переход на МСФО всех российских компаний с 2010 года, планировавшийся правительством РФ. Значит, аудиторы лишатся серьезной доли рынка. Тенденция уже налицо: выручка шести компаний-участниц рейтинга, имеющих практику предоставления услуг в области МСФО, составила за прошлый год почти 30 млн рублей, что на 24% меньше, чем в 2007 году.

Уровень спроса по выручке на услуги аудиторско-консалтинговых компаний со стороны отраслей экономики
Лидеры по видам услуг
Лидеры в предоставлении аудиторских услуг по итогам 2008 года
Аудиторско-консалтинговые компании, имеющие опыт в предосатвлении услуг в области МСФО различным категориям клиентам
Список крупнейших аудиторско-консалтинговых компаний, работающих в Урало-Западносибирском регионе по итогам 2008 года

Методы и информация

Проект подготовлен аналитическим центром «Эксперт-Урал» с использованием методологии рейтингового агентства «Эксперт РА». Исследование основывается исключительно на сведениях, официально предоставленных компаниями. Анкеты разосланы 250 компаниям, данные предоставили 33. Отсутствие компании в таблицах может быть обусловлено тем, что она не раскрыла данные. Корректность информации гарантируется подписью первого лица и печатью, а также финансовой отчетностью организации. Инорегиональные компании из-за различных форм образования филиалов не всегда могут подтвердить данные финансовыми документами, поэтому их данные заверены подписью первого лица и печатью.

Основным критерием ранжирования участников является показатель совокупной выручки компаний от оказания аудиторско-консалтинговых услуг за 2008 год. Компании, чья материнская организация зарегистрирована на территории Урало-Западносибирского региона (Свердловской, Челябинской, Оренбургской, Курганской, Тюменской областях, Пермском крае, республиках Башкортостан и Удмуртия, а также Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах), предоставляли данные по всей компании. Если головная компания зарегистрирована за пределами региона, то учитывались данные по филиалам и представительствам на его территории. Брались в расчет и услуги, оказанные специалистами головной компании на территории региона. В рейтинге не учтена выручка международных консалтинговых компаний Эрнст энд Янг, КПМГ и PricewaterhouseCoopers. Компания БДО Юникон, доходы которой в 2007 году составляли почти 30% от совокупной выручки всех участников рейтинга, в этом году данных не предоставила.

У партнеров

    Реклама