На чем банки будут зарабатывать

20 апреля 2009, 00:00
  Урал

Сжатие кредитного рынка прямым образом отразится на доходах банковского сектора в этом году. Как изменится их структура и какие способы получения доходов существуют?

Виталий Милованов, директор регионального центра «Уральский» Райффайзенбанка:

 pic_text1 Фото: Андрей Порубов
Фото: Андрей Порубов

— Банки начнут зарабатывать на том, что будут меньше тратиться. Очевидно, что такого роста, который был два-три года назад, ждать не приходится. Мало того, мы уже прочувствовали его отрицательные последствия на всех уровнях. Нас ждет переосмысление адекватности стоимости кредитного риска. Банки будут стараться не просто размещать активы, но и параллельно продавать дополнительные услуги: например открытие счета, обслуживание валютных контрактов и так далее. Один из приоритетов — комиссионные доходы. Они, конечно, будут расти, но несущественно: конкуренция между банками очень жесткая. Кроме того, банки будут развивать услуги, которыми постоянно пользуются физические лица: оплату коммунальных платежей, получение заработных плат и так далее. Комиссии небольшие, но в сумме это дает неплохой доход, тем более что современные технологии позволяют повысить рентабельность массовых операций.

Нина Баталова, заместитель председателя правления Меткомбанка: 

 pic_text2 Фото: Андрей Порубов
Фото: Андрей Порубов

— Я считаю, что именно сейчас надо заниматься повышением общей финансовой грамотности населения и всех участников финансового рынка, потому что любые неосторожные комментарии или прогнозы относительно состояния и развития экономической ситуации могут негативно повлиять на общее положение дел. При выполнении этого условия розничные кредиты по-прежнему будут основным источником дохода большинства банков, однако всем нужно отдавать отчет: развитие этого направления станет постепенным, а на первых этапах даже выборочным.

Олег Федотов, заместитель председателя правления Уральского банка Сбербанка России:  

 pic_text3 Фото: Андрей Порубов
Фото: Андрей Порубов

— Конечно, мы рассчитываем на рост комиссионных доходов, но думаем, что сможем существенно нарастить и кредитный портфель. На мой взгляд, все будет зависеть от того, как каждый банк выстроил отношения с клиентской базой. Если это отношения партнерские, то очевидно, что клиенты и банк найдут пути решения так называемой проблемы высоких ставок. 

Владимир Пухов, председатель правления СКБ-банка:

 pic_text4 Фото: Андрей Порубов
Фото: Андрей Порубов

— Я бы не стал говорить, что кредитование свернуто раз и навсегда. Мы будем зарабатывать на кредитных операциях, просто надо и до населения, и до компаний довести информацию о том, что дешевых кредитов в ближайшее время не будет. Это данность, не зависящая от банкиров. Мы получали деньги от государства на аукционах под 18% годовых. Соответственно, у населения должны занять примерно на том же уровне, чтобы заместить деньги, взятые у государства. Таким образом, у нас сформировалась пассивная база стоимостью, близкой к 18% годовых. Минимальная банковская маржа — 5%, минимальная рентабельность — 2% годовых. Вот вам и расчетная стоимость выходящих ресурсов на уровне 24 — 25% годовых для юридических лиц. Риски кредитования населения еще выше, поэтому здесь минимальная стоимость кредитов будет в районе 32 — 35%.

Дмитрий Потурайко, управляющий филиалом банка «УРАЛСИБ» в Екатеринбурге:

 pic_text5

— Я считаю, что банкам надо больше предлагать компаниям инструментов, не требующих прямого отвлечения ресурсов. Например, банковские гарантии. Они могут быть использованы в любом бизнесе: торговле, промышленности и так далее. Гарантии предоставляются банком в качестве обеспечения исполнения обязательств клиента перед его контрагентами. Так, банк может гарантировать осуществление оплаты товара после его поставки в оговоренные сроки или исполнение обязательств клиентов перед государственными органами, например таможенными. Этот банковский продукт позволяет повысить доверие между участниками рынка, что в свою очередь приводит к убыстрению расчетов и уменьшению задолженности между предприятиями. Пока, к сожалению, этот продукт на внутреннем рынке не очень часто используется клиентами, привыкшими в условиях избыточных и дешевых денежных ресурсов пользоваться предоплатой. А со стороны банков — недостаточно предложение гарантийных продуктов, «заточенных» на работу в кризисных условиях. Может быть, рыночная ситуация подтолкнет банки и бизнес к тому, что этот инструмент станет более распространенным.

Максим Марамыгин, проректор Уральского государственного экономического университета:

 pic_text6 Фото: Андрей Порубов
Фото: Андрей Порубов

— Кредитование было и останется основным источником заработка отечественных банков. Получение средств за счет проведения посреднических операций весьма затруднительно, как в силу протекающего экономического кризиса, так и ввиду низких доходов подавляющей части российских граждан. Соглашусь с тем, что банки в этом году введут жесткий режим экономии основной группы затрат, а также постараются повысить комиссионные доходы по операциям, связанным с обслуживанием клиентов. Помимо этого ряд банков вновь выйдут на фондовые рынки, зарабатывая на курсовом росте отечественных ценных бумаг.