Они вернутся

Русский бизнес
Москва, 18.05.2009
«Эксперт Урал» №18-19 (375)
Продажи новых иномарок на Урале в первом квартале 2009 года показали рекордное падение, доля региона в общероссийском объеме сократилась. Но постепенное оживление рынка автокредитования, замедление темпов роста цен и сохранение интереса потребителей к новым авто показывают: наметилась тенденция к стабилизации

В апреле один из крупнейших столичных автодилеров ГК «Рольф» объявил о начале операционной деятельности первого регионального дилерского центра: в Оренбурге заработал дилер Mazda. За текущий финансовый год (до конца апреля 2010 года включительно) «Рольф Урал» планирует продать 362 автомобиля. Ведущим иностранным автомобильным брендам невыгодно полностью останавливать развитие в российских регионах. Существенная задержка может обернуться упущенными выгодами на растущем рынке через два-три года.

Спрос падает, цена растет

По итогам первого квартала 2009 года на территории Большого Урала продано чуть более 34 тыс. новых легковых иномарок. Это на 57% меньше, чем годом ранее. Положительную динамику удалось сохранить только Volkswagen и Citroen. Лидирует по объему продаж Chevrolet, за ним идут Ford и Toyota.

Регион демонстрирует рекордное падение. Более всего пострадали дилеры в Перми (-64%), вторых и моногородах: к примеру, продажи в Березниках упали на 86%. В среднем по России объем продаж в первом квартале сократился почти на 39%. Лучше дела обстоят у дилеров Москвы и Санкт-Петербурга. Продажи вновь

начали концентрироваться в центре: число иномарок, реализованных в двух столицах, впервые превысило объемы реализации во всех остальных регионах. УрФО сократил долю в общероссийских продажах с 10,6 до 8,6%.

Спрос упал в основном на бюджетные авто. Автокредитование позволяло уйти от отечественной продукции к дешевым иномаркам, поэтому падение доходов населения и прекращение банковского кредитования существенно повлияли на сокращение. «На первый план вновь выходит ценовая конкуренция. Если раньше

клиента удавалось привлечь с помощью подарков и прочего, то сейчас до 90% успеха — это цена. Поэтому динамика продаж разных марок во многом будет зависеть от того, как поведут себя импортеры», — считает ведущий аналитик компании «Автостат» Дмитрий Агафонов. К настоящему времени рублевая стоимость иномарок по прайс-листам относительно прошлого года выросла уже почти на 25%.

На каждый второй рассчитайсь

Повышение цен и общая тенденция к сокращению доходов отразились не только на уровне продаж, но и на потребительских ожиданиях. Результаты исследования Nielsen показывают: по состоянию на 1 апреля каждый второй респондент планирует отложить покупку или замену машины из-за экономической ситуации, причем каждый четвертый — на 3 — 4 года. Еще полгода назад доля отказавшихся от планов составляла 31%. В ближайший год приобрести авто планируют всего 29% респондентов (в конце октября 2008 года таких было 37%). При этом интерес к новым машинам сохраняется. «Опасения игроков автомобильного рынка по поводу того, что в условиях снижения покупательной способности потребители будут делать выбор в пользу подержанных автомобилей, понятны. Однако, как показывает наше исследование, этого не происходит. Это объясняется стремлением потребителей оптимально реализовать личные накопления. Новый автомобиль потребует меньше затрат и внимания в плане обслуживания», — комментирует руководитель проекта «Автоопрос», ведущий консультант отдела потребительских исследований компании «Nielsen Россия» Ярослав Зайцев.

Приглашение на старт

Тем не менее тенденция к стабилизации уже наметилась. В апреле в связи со стабилизацией курса рубля начал оживать рынок автокредитования. Весной сразу у нескольких автопроизводителей появились новые кредитные программы с привлекательными условиями. В середине апреля начала работать программа льготного автокредитования на автомобили российской сборки стоимостью до 350 тыс. рублей, правда, по условиям под программу попадают в основном отечественные авто (о первых итогах работы программы читайте в «Э-У» 6 июля). Кроме того, рост стоимости иномарок в последнее время существенно замедлился.

Продажи по итогам апреля и мая будут самыми показательными для рынка. Оживления будем ждать к лету.

Благодарим аналитическое агентство «Автостат» за помощь при подготовкематериала

Парк легковых автомобилей на Урале на 01.01.09
Продажи новых авто в России по областям
Продажи новых иномарок на Урале по городам
Продажи новых иномарок на Урале

У партнеров

    «Эксперт Урал»
    №18-19 (375) 18 мая 2009
    Поддержка малого и среднего бизнеса
    Содержание:
    На опережение

    Экономический спад заставляет регионы, заинтересованные в сохранении и развитии частного предпринимательства, искать новые формы и методы поддержки этого сектора

    Реклама