Роскошь, а не средство передвижения

6 июля 2009, 00:00
  Урал

С осени прошлого года ставки по автокредитам выросли в 1,5 — 2,5 раза. Сегодня адекватные по стоимости кредиты можно найти почти исключительно в рамках совместных программ автопроизводителей, дилеров и банков. Но доступны они не всем

По данным агентства «Автостат», продажи новых иномарок за пять месяцев 2009 года упали на 46,9% по сравнению с тем же периодом 2008 года. Авторынки Урала и Поволжья — среди самых пострадавших: минус 57,9 и 55,9% соответственно. Снизилось и общее число продаж, и доля в них кредитных машин. До кризиса автокредиты были источником роста как продаж автомобилей, так и кредитного портфеля банков. Летом прошлого года в кредит продавался каждый второй новый автомобиль, в начале текущего года — лишь каждый десятый.
В 2008 году суммарный объем рынка автокредитов составил около 20 млрд долларов, на 2009-й агентство «Автостат» прогнозирует только 5,6 миллиарда.

Цена автокредита

Готовность людей брать кредиты вообще и автокредиты в частности резко уменьшилась. «Если в сентябре-октябре доля автомобилей, продаваемых в кредит, составляла порядка 35%, то сейчас около 15%», — отмечает заместитель директора регионального центра «Уральский» Райффайзенбанка Марина Никитина.

По данным февральского опроса Всероссийского центра исследования общественного мнения (ВЦИОМ), автомобиль сегодня есть лишь в 39% российских семей. Из тех, у кого его нет, только 15% собираются приобрести авто в ближайший год. Еще треть от этих 15% планируют купить его в кредит.

Директор управления кредитования частных клиентов Уральского банка Сбербанка России Вячеслав Решетников: «За первые четыре месяца 2009 года количество выданных автокредитов упало втрое по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Объем кредитования в денежном выражении сократился в четыре раза. Люди опасаются брать долгосрочные кредиты, не имея четкого представления о стабильности доходов в будущем. Тем более что кредит влечет дополнительные расходы в виде страховки и обслуживания автомобиля».

От автокредита отпугивает не только неуверенность в завтрашнем дне, но и высокие ставки в банках. Летом 2008 года средние декларируемые ставки по стандартным программам автокредитования составляли 12% годовых в рублях на срок до трех лет и около 14% — на четыре-пять лет (минимум 9 — 11%, максимум 18 — 19% годовых). Осенью прошлого года исчезли и до сих пор не вернулись на рынок предложения с нулевым первоначальным взносом, осталось сравнительно немного долгосрочных кредитов. Сегодня средний уровень ставок 17 — 19% годовых (минимум 14 — 15% годовых, и такие предложения есть у Сбербанка, Челябинвестбанка; максимум — от 27%). Минимальный первый взнос — 20 — 30% от стоимости автомобиля.

Оговоримся: речь идет о ставках по кредитам, предлагаемых «сторонним» заемщикам на покупку новых автомобилей при условии предоставления полного пакета документов, подтверждения дохода, оформления КАСКО; кредит без ежемесячных комиссий единовременная комиссия в большинстве случаев составляет 5 — 6 тыс. рублей. В этих условиях при длительных сроках кредитования заявленная ставка ненамного превышает реальную. Кредиты по программам без подтверждения дохода с рассмотрением заявки в течение дня тоже существуют, но ставки зачастую превышают 30% годовых. При сегодняшнем состоянии экономики, уровне инфляции, положении на рынке труда Вячеслав Решетников считает ставку по автокредитам выше 20% заградительной.

На этом фоне привлекательно выглядят спецпрограммы: как государственная льготного кредитования, так и уже привычные совместные автопроизводителей и банков. По ним можно купить Lada, Renault, Nissan, Ford, Chevrolet, Opel, Skoda, Audi, Volkswagen, Jaguar, Land Rover, Suzuki, Daewoo, Subaru, Fiat, Isuzu, Ssang Yong, Peugeot, Citroen, а также автомобили премиум сегмента Infiniti, Porsche, Saab, Cadillac, Hummer. Основные партнеры автопроизводителей в рамках спецпрограмм — Сбербанк, ВТБ 24, ЮниКредит Банк, Райффайзенбанк, Альфа-Банк, Русфинанс Банк, Уралсиб, Газпромбанк.

Но взять кредит по действительно низкой реальной ставке, от 0 до 9,9% годовых в рублях, удастся не каждому. В большинстве случаев такая ставка действует при наличии первого взноса от 40 — 50% стоимости авто и сроке возврата до двух лет. Требования банка к заемщикам также повысились.

Банкиры отмечают высокий спрос именно на кредиты в рамках совместных программ с автопроизводителями. Руководитель департамента розничного кредитования банка Уралсиб Наиль Карабаев: «Предоставление льготных условий кредитования производителями и банками, значительные скидки на автомобили 2008 года выпуска в какой-то мере сглаживают отрицательные последствия кризиса в автоиндустрии. Спецпрограммы являются сегодня самым перспективным направлением автокредитования. Количество таких предложений будет увеличиваться. Так, в нашем банке на них приходится более 30% от всех выданных автокредитов. Это существенный показатель, и мы надеемся, что он будет расти».

Исполнительный директор ЗАО «УралФрансАвто» Григорий Балакин утверждает, что доля продажи автомобилей в кредит сейчас сильно зависит от того, успел ли производитель договориться с российским банком или открыть свою финансовую структуру: «ПежоСитроенРус работает в России через свою компанию Пежо Финанс (Ситроен Финанс). Сейчас в кредит продается 70 — 80% автомобилей этих марок. Продажи автомобилей Citroen в 2009 году выросли на 20%, несмотря на кризис».

Иван Сысков, начальник управления развития автокредитования ЮниКредит Банка (работает на Урале по спецпрограммам с дилерами 13 марок), отмечает: «Совместные программы формируют до 80% продаж автокредитов нашего банка. До конца года мы рассчитываем продолжать специальные совместные программы кредитования покупки определенных брендов и моделей авто».

Несмотря на привлекательные ставки, спецпрограммы доступны не каждому заемщику

Часть спецпрограмм распространяется на автомобили не только 2008 года выпуска, но и 2009-го. Срок действия большинства из них ограничен 30 июня, но можно предположить, что он будет продлен.

Помощь государства

Отдельного рассмотрения заслуживает программа льготного кредитования на автомобили стоимостью до 350 тыс. рублей, по которой работают Сбербанк России, ВТБ 24, Россельхозбанк. Рассказывает Вячеслав Решетников: «Запуск этой программы — серьезный шаг государ-
ства, направленный на реанимирование как рынка автокредитования, так и автомобильного рынка в целом. Условия для приобретения отечественных автомобилей очень привлекательны: ставка после субсидирования (около 7,33% годовых в рублях) ниже заявленного сегодня уровня инфляции. В Уральском банке Сбербанка России на эту программу приходится 50% от всех выданных автокредитов. За период с начала действия программы и до 17 июня выдано 923 кредита на сумму 196 млн рублей, средняя сумма кредита — 185 тыс. рублей». Среди регионов, в которых работает банк, наиболее востребована программа в Башкортостане: на него приходится 40% от всей суммы выданных кредитов. Доля Свердловской области — 31%.

Вице-президент, начальник управления автокредитования ВТБ 24 Алексей Токарев: «По нашим оценкам, на госпрограмму приходится около 12% российского рынка автокредитов. Самые популярные модели — Lada и Renault. В апреле-мае в Уральском регионе выдано 17% от общего объема кредитов по госпрограмме за этот период».

По данным мониторинга на сайте Минпромторга России, на 25 июня по программе субсидирования процентной ставки по автокредитам выдано 14 635 кредитов. Объем выданных кредитов не превышает 3,58 млрд рублей (если предположить, что все кредиты выдаются в максимально возможной сумме 245 тыс. рублей). Программа не смогла остановить падение продаж. По данным РБК.Рейтинг в мае продажи Lada снизились на 17,5% по сравнению с апрелем. Озвученная при запуске программы цифра — 150 тыс. кредитов к концу года — недостижима. Для этого нужно выдавать по 5 тыс. кредитов в неделю до конца года (сейчас выдается 1,5 — 1,8 тыс. кредитов еженедельно). Выданные на конец июня 14,6 тыс. кредитов составляют 18,6% от плана. В мае по этой программе продано всего 8,9% от общего объема продаж автомобилей в России (29% от числа проданных Lada, Ford Focus, Renault Logan, Chevrolet Niva).

Минпромторг предлагает изменение условий: повышение верхней границы стоимости автомобилей до 600 тыс. рублей (а значит, расширение списка машин), включение в программу легких коммерческих автомобилей, снижение минимального первого взноса с 30 до 15%, увеличение срока кредитования до 36 месяцев. Также Минпромторг предлагает включить в программу банки, собственный капитал которых по состоянию на 1 апреля 2009 года составляет не менее 70 млрд рублей. Этому критерию удовлетворяют ВТБ, Газпромбанк, Банк Москвы, Альфа-Банк, ЮниКредит Банк. Спрос на программу при реализации всех этих мер может возрасти на 50%, считает Алексей Токарев. «Внесение изменений будет встречено положительно
всеми сторонами — населением, банками, автопроизводителями. Возможен рост поданных заявок, — согласен Вячеслав Решетников. — Однако из-за снижения платежеспособности населения в целом я не стал бы ожидать всплеска выдач кредитов. Объективных предпосылок для увеличения числа банков, работающих по программе, также нет: точки получения льготного кредита доступны».

Не дожидаясь повышения максимально возможной цены автомобиля, подходящего под программу, Ford запустил собственную программу, аналогичную государственной: компания субсидирует 2/3 ставки рефинансирования при покупке автомобилей Focus и Mondeo без ограничения цены.

Для покупателя субсидия в размере 7,67% (2/3 ставки рефинансирования Банка России (с 5 июня — 11,5%), на величину которой уменьшается ставка, действующая в банке, означает экономию порядка 20 тыс. рублей. Итоговая переплата при кредите на сумму 245 тыс. рублей сроком на 2,5 года (до конца 2011 года): составит 23 тыс. рублей в Сбербанке, 36 и 60 тыс. рублей у ВТБ 24 (в зависимости от скорости оформления кредита и набора предоставляемых документов).
В условиях кризиса это не самая большая экономия. Спецпрограммы Лада Финанс и Renaut Credit способны составить конкуренцию государственной программе субсидирования ставки: при определенных сроках и первом взносе переплаты не будет вообще.

Что дальше

Итак, с точки зрения величины ставок спецпрограммы остаются практически единственным вариантом кредитования. Это означает большой первый взнос и короткие сроки, следовательно — немалые ежемесячные платежи. Таким образом, на рынке автокредитования остались только две категории потенциальных заемщиков-покупателей. Первая — накопившие не менее 30% от стоимости автомобиля и собирающиеся потратить сбережения на первый взнос, а не отложить на «черный день». Вторая — планирующие поменять нынешнюю машину на новую и занять у банка 40 — 50% ее стоимости. Остальные от рынка отрезаны. Наиль Карабаев считает, что в ближайшее время не стоит ожидать значительного изменения ставок по кредитам, а также существенного повышения спроса на покупку автомобилей, в том числе и в кредит. Весной некоторые банки начали заявлять о снижении ставок, но в большинстве случаев это переход от заградительных ставок к «рабочим». Марина Никитина отмечает: «Рынок автокредитования до уровня пикового 2008 года восстановится не ранее 2011 года. Сегодня на рынке наблюдается стабилизация уровня процентных ставок по автокредитам. Но определить дальнейшую тенденцию довольно сложно».