Стук в закрытые двери

Экономика и финансы
Москва, 06.07.2009
«Эксперт Урал» №26 (382)
В последнее время автопроизводители активно работают над спецпрограммами покупки машины в кредит. Пока бесполезно — спрос не оживает, считает ведущий аналитик компании «Автостат» Дмитрий Агафонов

— На протяжении последних трех лет до августа 2008 года автокредитование являлось основной движущей силой российского рынка. Объем продаж новых легковых автомобилей быстро рос за счет притока на рынок кредитных ресурсов. В 2004 году около 350 тыс. машин было продано в кредит, а к 2007 году сегмент увеличился в три с лишним раза, превысив миллион единиц. Летом 2008 года практически каждый второй новый автомобиль покупатель приобретал с использованием заемных средств.

Но осенью ситуация кардинально изменилась. Банки начали повышать цену заемных средств. Ставки стали фактически заградительными: за последние полгода они выросли в 2 — 2,5 раза с 12 — 14% до 25 — 30% годовых, в некоторых банках — до 35 — 40%. Ужесточились условия получения кредитов (к примеру, увеличился первый взнос). Средняя величина кредита сократилась с 15,4 до 14 тыс. долларов. Многие банки вообще свернули программы автокредитования или свели их к минимуму (лимиты кредитования уменьшились в 5 — 10 раз). Ряд крупных банков сейчас обслуживают только ранее выданные кредиты. К началу 2009 года доля кредитных автомобилей в общем объеме продаж упала в два-три раза: всего 10 —15% автомобилей приобретались с использованием кредитов.

Некоторое оживление в апреле-мае текущего года привнесла программа субсидирования ставок на покупку автомобилей до 350 тыс. рублей (сейчас одобрено почти 15 тыс. заявок. — Ред.). Многие автопроизводители в сотрудничестве с банками начали выводить собственные новые кредитные продукты, которые позволяют покупателю сократить расходы на кредит. Продажи падают, и они заинтересованы в том, чтобы удержать или даже нарастить их.

Сейчас удобное время для попытки захвата большей доли на рынке. Покупателей можно привлечь только двумя способами: ценой (скидками, специальными внутренними курсами валют и пр.) и хорошими условиями кредитования. Поэтому если раньше основное движение по кредитам шло от банков, то сейчас — именно по этим спецпрограммам. Большинство из них действуют до 30 июня, и если никаких потрясений не произойдет, то они останутся в силе. Сроки связаны с возможным горизонтом планирования ситуации: была понятна валютная политика правительства, складские запасы, которые необходимо распродать, автомобили 2008 года. Количество предложений будет увеличиваться: еще далеко не все озаботились кредитными программами, сейчас только пять-семь основных игроков предложили что-то действительно интересное, при том что ключевых брендов можно насчитать до 20.

На рынке автокредитования есть оживление со стороны предложения, но не спроса: пока не появится уверенность в завтрашнем дне, говорить о том, что люди с большой охотой пойдут покупать авто в кредит, рано. В ближайшие полгода-год радикального улучшения не будет, особенно если сбудутся прогнозы о том, что осенью мы сделаем еще один большой заход вниз, будут вторая волна безработицы и паника. По итогам года емкость российского рынка автокредитования по нашей оценке снизится почти в четыре раза — с 20 млрд долларов в 2008 году до 5,6 млрд долларов в 2009 году. Фактически сейчас можно констатировать, что рынок откатился примерно на пять лет назад — к уровню 2004 года, когда только начинался кредитный бум.

У партнеров

    Реклама