Осторожно, двери закрываются

Вера Степанова
14 сентября 2009, 00:00
  Урал

Новое производство лифтов на Урале может быть востребовано за счет широких масштабов их замены в старых домах. Но есть два условия: государство должно сохранить объемы финансирования капремонтов, а игрок — развернуться быстрее и качественнее

До конца 2009 года на Урале планируется запустить новое производство лифтов: изготовитель промышленных грузопассажирских подъемников ЗАО «Объединенные заводы подъемно-транспортного оборудования» (ОЗПТО, Свердловская область), столкнувшись со снижением спроса на основную продукцию, решил освоить производство новой. Как выяснилось, она вполне востребована.

Не как у всех

ЗАО «Пышминский лифтостроительный завод», основными учредителями которого помимо ОЗПТО выступили технопарк «Приборостроение» (ФГУП «НПО Автоматики им. академика Н.А. Семихатова») и ГУП «Обжилсервис» (правительство Свердловской области) появилось в конце 2008 года. Разработать лифт решили силами собственного НИПИ подъемно-транспортных машин и НПО Автоматики. За основу взяли типовые отечественные механизмы, поскольку новые лифты предстоит устанавливать в имеющихся шахтах жилых домов и промышленных предприятий. Но при производстве отказались от сортового проката в пользу листового: лифт сделан из гнутых из листа профилей. Кроме того, применили безредукторный привод, что позволяет на 40% сократить энергозатраты и отказаться от машинного помещения.

На базе кранового производства ОЗПТО планируют заняться механикой, металлообработкой и сборкой, электронные системы управления будет поставлять НПО Автоматики. Опытный образец лифта уже готов, теперь необходимо провести испытания.
В серию надеются выйти с октября 2009 года. Плановая мощность — около 3 тыс. лифтов в год. «Все зависит от заказа», — говорит директор Пышминского лифтостроительного завода Дмитрий Кравец. По его словам, сбыт будет ориентирован главным образом на замену устаревших лифтов.

Страховка от падения

Действительно, пробиться в строящиеся объекты новым игрокам вряд ли возможно: конкуренция жесткая. В проектах высокого класса используется только иностранная техника: OTIS, Kone, Thyssen. Лифтами отечественными оснащаются объекты массовой застройки, и этот рынок давно поделен крупными инорегионалами: Щербинским (Москва) и Могилевским лифтостроительными, Карачаровским механическим заводами. Кроме того, увеличились поставки китайских и корейских лифтов, а также питерских OTISов (именно они использовались при строитель­стве первой очереди крупного жилищного комплекса «Академический»). Рынок тем временем сжимается. Падение, по оценкам компании В2В Research, будет плавным: если в этом году строительство ряда объектов завершается, поэтому заказы еще есть, то в 2010-м по сравнению с 2008 годом ожидается провал более чем на 50%.

А вот потребность в замене лифтов растет. По данным Ростехнадзора по УрФО, почти 27% (25 тысяч) лифтов из всех эксплуатирующихся сегодня в жилом секторе округа отработали нормативный срок и подлежат немедленной замене, еще треть — устарели. На территории Свердловской области число бытовых лифтов, отработавших нормативные сроки, на начало 2009 года превышало
3 тысячи (30% общего числа). Еще 3 тысячи приближаются к этому показателю. Заменено за последние годы лишь 800, и все изготовлены за пределами области.

— Максимальный срок службы лифта 25 лет, — говорит директор компании «Лифтмонтаж-1» Сергей Мельников. — Таков возраст большинства пассажирских подъемников, установленных на пике жилищного строительства в 70 — 80-е годы.

— Частичная модернизация, конечно, продлевает жизнь старого лифта и представляется более удобной в финансовом плане, но проблемы не решает. Через два-три года лифт снова потребует обновления, — отмечает президент Ассоциации лифтовиков Среднего Урала Эдуард Спивак.

Текущий год дает производителям шанс заработать: только на Среднем Урале в рамках федеральной программы модернизации жилищно-коммунального хозяйства должны быть заменены 1,2 тыс. лифтов. Учитывая, что полная замена одного устройства в девятиэтажном доме обходится в 1 — 1,6 млн рублей, потенциальный объем рынка посчитать несложно.

Кнопка красная, да не та

Собственное (то есть с участием только местных компаний) производство лифтов правительство Свердловской области хотело организовать еще два с половиной года назад, с инициативой неоднократно выступал глава региона Эдуард Россель. Тогда разработали несколько вариантов. Согласно одному, комплектующие должны были производить оборонщики, в частности «Уралтрансмаш» и ФГУП «НПО Автоматики». Однако реализовать проект не удалось: как пояснили специалисты, из-за неприспособленности предприятий ВПК к выпуску этой продукции себе­стоимость продукта была бы очень высока.

Другой вариант предусматривал увеличение мощностей работающего Уральского лифтостроительного завода (УЛЗ), принадлежащего осужденному бизнесмену Павлу Федулеву. Но, по словам генерального директора УЛЗ Алексея Шевелина, для увеличения объемов производства (за январь — май 2009 года завод выпустил 24 лифта) необходимо не менее 100 млн рублей, а инвесторов проект не нашел.

В итоге местных игроков обошел Щербинский лифтостроительный: совместно с ремонтным заводом «Синарский» (Каменск-Уральский) он организовал на Урале сборочное производство, вложив 18 млн рублей в наладку конвейера. В результате к началу 2009 года здесь собирали 100 лифтов в месяц, а проектная мощность — вдвое больше.

Успеть заскочить

По словам изготовителей комплектующих для лифтов, к 2010 году в России органы сертификации и контроля спишут порядка 50 тыс. грузовых и пассажирских лифтов, в то время как отечественные производители готовы поставить на рынок лишь 20 — 22 тысячи. Оптимизм новых лифтостроителей могут поколебать две проблемы. Во-первых, неизвестно, когда последуют очередные федеральные субсидии на капитальные ремонты, а в региональных бюджетах на 2010 год на эти цели предусмотрены затраты куда как более скромные. Так, в 2009 году на счета свердловских муниципалитетов из областного бюджета и федерального Фонда содействия развитию ЖКХ поступило более 5 млрд рублей, а в 2010-м бюджет региона выделит только 150 млн рублей. Это значит, что лифтостроители просто рискуют не загрузить мощности. А во-вторых, пышминский завод только планирует приступить к серийному выпуску пассажирских лифтов. В течение года столь серьезная задача не решается, а к переделу рынка позже можно и не успеть.