Я двигаюсь — значит, я существую

Москва, 28.09.2009
«Эксперт Урал» №37 (391)
Об итогах года, китайской угрозе и планах развития крупнейшего мирового производителя титановой продукции рассказывает заместитель генерального директора по маркетингу и сбыту корпорации «ВСМПО-Ависма» Олег Ледер

— Ведущие потребители вашей продукции на внешнем рынке — авиационная промышленность, химия и энергетика. Кто ваши главные заказчики?

— Основными потребителями продукции из титановых сплавов являются предприятия авиационной отрасли, такие как Boeing, Airbus, Embraer, Eurocopter, Rolls Royce, Snecma, Goodrich, Messier Dowty. На эту отрасль приходится более 60% продаж корпорации.

В химической и энергетической отрасли титан используется для изготовления сосудов, ванн, трубопроводов, соединительных элементов, теплообменного оборудования, конденсоров, крепежа. Крупнейшие потребители в этих сферах — Alfa Laval, Tranter PHE AB, Valtimet, Sidem, Doossan, Toshiba. Ведущие российские потребители продукции корпорации в энергетическом секторе — концерн «Силовые машины», в химической промышленности — Уралкалий, Норильский никель, Сильвинит и другие предприятия.

— Как менялось потребление вашей продукции в 2008 году?

— Задержка в серийном производстве новых титаноемких самолетов В787 и А380 не позволила реализовать планы увеличения объемов поставок фирмам Boeing и Airbus: в 2008 году по отношению к 2007-му они практически не изменились.

Спрос на продукцию энергетического направления оставался достаточно стабильным: сохранялась высокая потребность в электроэнергии в странах Юго-Восточной Азии (в том числе Китае). Во второй половине прошлого года в связи с общемировым кризисом и приостановкой многих проектов потребители в химической области несколько сократили спрос.

— Как, по вашим прогнозам, изменится объем экспорта в 2009 году?

— Он уменьшится, что вызвано в том числе и влиянием мирового финансового кризиса. Основные причины снижения экспорта в авиации: задержка строительства новых титаноемких самолетов В787 (уже более чем на два года) и А380. Программа А380 не вышла на планируемые объемы производства самолетов: выпуск составит только треть от запланированного. Резко сократился и спрос на региональные самолеты и бизнесджеты. Кроме того, из-за тяжелого финансового положения все компании стремятся минимизировать затраты, поэтому значительно сокращают запасы материалов на складах, что также значительно снижает уровень заказов. В секторе химии и энергетики ослабление спроса связано с переносом реализации новых проектов, хотя проекты, начатые до финансового кризиса, продолжают выполняться.

— В апреле 2009 года корпорация подписала долгосрочный контракт с Airbus/EADS. Какой объем поставок он предусматривает? Заключены ли в период 2008 — 2009 годов другие крупные контракты?

— Новый контракт с Airbus/EADS действует до 2020 года. Он охватывает поставку всех основных видов титанового проката, включая биллеты, прутки, листы, плиты, а также титановые штамповки как для всех существующих программ Airbus, так и для нового проекта A350XWB. Общая сумма поставок по данному контракту может достигнуть
4 млрд долларов.

Подписаны два контракта с фирмой Goodrich: в 2008 году — на поставку штамповок из титановых сплавов для шасси самолетов Boeing на общую сумму около 500 млн долларов, в 2009-м — на поставку штамповок по проекту Airbus примерно на 400 млн долларов. В текущем году корпорация также подписала соглашение до 2020 года с фирмой Eurocopter (Франция) на поставку биллетов из титанового сплава T-V10A3FE2 (10-2-3) на сумму около 28 млн долларов. Кроме того, в прошлом и текущем годах заключен еще ряд крупных долгосрочных контрактов — с EADS Astrium GmbH (Германия), Rolls Royce, SAFRAN.

— На рынке титана серьезно усиливает позиции Китай. Как вы оцениваете его перспективы?

— Последние несколько лет титановая отрасль Китая росла гигантскими темпами: объемы производства удваивались каждый год. Объем выпуска губчатого титана в 2008 году составил 49,6 тыс. тонн, проката из титановых сплавов — 27,7 тыс. тонн. Безусловно, Китай — мощный игрок на рынке, его цель — выйти на первые роли в мировом производстве, в том числе и в титановой отрасли, поэтому предприятия пользуются государственной поддержкой. Пока китайские производители не имеют материала необходимого качества для экспортных поставок в авиационную отрасль, судостроение, международные энергетические проекты. Но они активно работают в направлении улучшения качества и дальнейшей сертификации продукции.

— В годовом отчете корпорации говорится о намерении сократить зависимость от рынка гражданского аэрокосмоса и увеличить долю участия в других рынках. Каких успехов удалось добиться?

— Корпорация успешно вышла на рынок атомной энергетики со своими сварными трубами. Идет освоение ниши опреснительных заводов, в основном в арабских странах, куда мы поставляем сварные трубы для конденсоров. Мы достигли определенных успехов на рынке автомобилестроения, что связано не с ростом числа заказов (в условиях мирового кризиса это вполне понятно), а с продвижением на рынок новых сплавов. В то же время корпорация продолжает получать запросы и заказы на стандартную заготовку для различных деталей автомобилей, в основном спорткаров, включая болиды команд Формулы-1 — Ferrari, Renault, Force India.

Благодаря развитию производственных мощностей механической обработки ВСМПО начало поставлять штамповки после черновой механической обработки для программ Boeing, Airbus и Goodrich. В результате корпорация может отгружать детали более глубокой степени переработки. В июле 2009 года начала работу производственная площадка совместного предприятия ВСМПО-Ависмы и Boeing — ЗАО «UBM»: основной ее целью является проведение операции механической обработки конструкционных штамповок, производимых на ВСМПО по проекту Boeing 787.

У партнеров

    Реклама