Наша сила

Глеб Жога
5 октября 2009, 00:00
  Урал

Потенциал экономического оздоровления Урала — в металлургических производствах: они уверенно восстанавливаются с весны. Остальная промышленность, строительство и потребительский сектор надежд пока не оправдали

Промышленность Урало-Западносибирского региона в целом за январь — август 2009 года продемонстрировала спад к соответствующему периоду 2008 года на уровне 11,2%. Это лучше, чем показатель по стране: в среднем промышленный спад составил 14%. Отрадно, что сокращение спада достигается за счет восстановления обрабатывающих производств: за восемь месяцев года накопленным итогом спад в регионе составил 18,4% (в предыдущих периодах он превышал 20%). Это также меньше среднего по стране сокращения — 19,8%.

Главные ответственные за уменьшение спада в промышленности — металлурги. По итогам восьми месяцев они сумели подтянуть объемы производства к 72% от прошлогоднего уровня (во всех предыдущих периодах года спад переваливал за 30%). Рост металлургических производств — основная положительная тенденция лета. В помесячном расчете отрасль сумела восстановиться с отставания на треть в мае (к прошлогоднему маю) до 10,5% в августе. Это сокращение позволило кризисной Челябинской области, чья промышленность в мае отставала от прошлогодних показателей выпуска на почти четверть, выйти по итогам лета на уровень 83 — 85% к прошлогоднему уровню.

За производителями металла немного подтянулись и смежные инфраструктурщики. Во-первых, это транспортники: перевозки грузов в августе составили 85% от прошлогодних (к прошлогоднему августу), тогда как в начале лета спад превышал четверть. Во-вторых, стала выправляться оптовая торговля: вслед за промышленностью сектор прошел дно в середине весны, и с тех пор подает надежды на медленное восстановление.

Если не считать машиностроительного скачка в июле (за счет Башкирии и Пермского края), то рост металлургов — единственное положительное отраслевое явление последних месяцев. Наметившийся было в начале лета рост в промышленности в августе сошел на нет. Отчасти в этом повинны строители, завершившие при господдержке достройку объектов высокой степени готовности (мы это предсказывали, см. «Монопромышленная карма», «Э-У» № 32 от 24.08.09). В результате появившаяся у производителей стройматериалов в середине весны тенденция на восстановление к июлю сошла на нет, оставив отрасль в аутсайдерах.

Другая тенденция к спаду была менее ожидаема — явный провал в два последних месяца лета продемонстрировали производители пищевой промышленности. Болтавшиеся на уровне 95 — 102% к прошлогодним объемам всю первую половину года и державшие звание самых стабильных в кризис производств, в августе пищевики показали 20-процентный спад к прошлогоднему августу. Причин несколько: во-первых, общее падение доходов и платежеспособного спроса населения (об этом чуть позже), во-вторых, неблагоприятная засушливая погода (это характерно для Башкортостана и Оренбургской области), в-третьих, эффект высокой базы (в эти месяцы прошлого года АПК нетипично рос).

Ситуация в розничной торговле развивается по кризисному варианту, начавшийся еще в январе спад продолжает усиливаться: в январе он составил 3,5% (к прошлогоднему январю), к началу лета — 10%, к концу лета — 14%. Нисходящая динамика потребительского сектора более всего отражается на положении Свердловской области. Несмотря на металлургическое восстановление, в целом реальный сектор по территории демонстрирует углубляющийся спад с середины весны, и к концу лета по этому показателю область оказалась хуже всех в регионе.

Падение торговли в регионе — явление совершенно закономерное. Реальная зар­плата на Урале и в Западной Сибири не растет с прошлогодней осени (уже почти год). По итогам января — июля 2009 года лидерами зарплатного сокращения остаются Свердловская (минус 12%) и Челябинская (минус 10%) области. В целом по региону сокращение за первые семь месяцев года составило около 6,3%.

До сих пор плачевной остается ситуация с доходами предприятий на территориях Большого Урала. И вроде бы есть тенденция на выправление положения: по итогам семи месяцев года почти все области демонстрировали положительный сальдированный результат (исключение — многострадальная Свердловская область), в то время как по итогам первого квартала прибыльными были только Башкирия, Удмуртия, Пермский край и Оренбургская область. Но весь оптимизм убивает сравнение с прошлым годом: семимесячный финансовый результат региона (ЯНАО и Югру в расчет не берем из-за несопоставимости) не дотягивает и до трети прошлогодних доходов соответствующего периода.