Долгожданный перелом

Дмитрий Толмачев
19 октября 2009, 00:00
  Урал

В кредитовании малого бизнеса в Уральском регионе произошла смена тренда: после драматичного падения рынка банки начали увеличивать объемы и снижать ставки

Вплоть до лета практически все банки интенсивно сокращали объемы кредитования малого бизнеса (КМБ) и ре­структурировали задолженность тех, кто гасить ее не мог. Мы провели исследование, собрав данные по 19 из примерно 25 серьезных участников рынка КМБ в регионе, и можем утверждать: тенденция изменилась.

Что произошло за год кризиса

Данные анкетного опроса банков говорят: сегмент КМБ на Урале при незначительном снижении осенью 2008 года (что понятно: заставить заемщиков быстро гасить задолженность тяжело) в первом полугодии упал на 12,5%. Данные статистики ЦБ РФ дают не столь драматичную картину: на Урале по восьми месяцам 2009 года — минус 2%, по РФ — плюс 1%. Но Банк России учитывает в этой цифре бизнес не только малый (до 400 млн рублей годового оборота и до 100 человек численности), но и средний (выручка до 1 млрд рублей, численность до 250 человек). Понятно, что размер имеет значение: чем крупнее компания, тем больше у нее возможностей кредитования.

Среди регионов самое сильное сокращение испытали Башкирия, Свердловская, Курганская и Оренбургская области, тогда как Пермский край, Удмуртия и Тюменская область с северными округами даже выросли. Впрочем, это данные статистики ЦБ. Из участников нашего опроса об увеличении объемов кредитования в этих субъектах сообщил лишь один. Поэтому мы предполагаем, что рост коснулся среднего бизнеса, не затронув малый.

Плохо это или нет? На фоне долгового кризиса зимы-весны подобное снижение, безусловно, ударило по малому бизнесу (как, впрочем, и по всем остальным). Но с позиций сегодняшних оценок падения ВРП на уровне 10% это не выглядит слишком драматично. «Складывается мнение, что когда выручка падает, то кредиты должны расти. Но это не так! Если выручка падает, то кредитный портфель должен уменьшаться, потому что выручка — это источник гашения кредитов», — говорит заместитель председателя Уральского банковского союза Евгений Болотин. С ним трудно не согласиться: нынешний «нормальный» уровень кредитования МБ точно не такой, как год назад.

Весь вопрос в том, как будет развиваться ситуация. Один из главных показателей, способный свидетельствовать о смене тренда, — уровень просрочки. Так вот, он никаких положительных ориентиров не дает. Вплоть до 1 сентября просрочка росла стабильно, месяц от месяца, увеличившись по Уралу с 2 до 8%. Много это или мало? Если сравнивать с корпоративным сектором и розничным кредитованием (без ипотеки) в целом по региону, этот показатель выше всего на один пункт. Но на разных территориях ситуация сильно отличается. Удмуртия, Курган, ХМАО и ЯНАО в числе относительно благополучных (4 — 5%). Пока. Наихудшее качество портфеля в Башкирии, Пермском крае и Свердловской области (9 — 10%). Причем реальные масштабы просрочки неизвестны: всего за месяц до того, на 1 августа, Пермский край, например, имел средний по Уралу показатель в 7%.

Казалось бы, в этой ситуации неопределенности делать прогнозы рано. Тем не менее после обработки данных 19 банков, основных кредиторов МБ на Урале, мы с удивлением обнаружили: почти половина участников исследования (шесть из 14-ти, сообщивших о планах) намерена к концу года серьезно, в среднем на 45%, увеличить объемы КМБ. Если бы эти планы были заявлены одним-двумя участниками, можно было бы отнести это к статистической погрешности или к излишнему оптимизму сотрудников, заполнявших анкеты. Но их больше. В чем дело? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к результатам исследования.

Вынужденная олигополия

Данные исследования позволяют с высокой точностью судить о структуре и динамике рынков кредитования МБ четырех субъектов: Свердловской, Челябинской, Курганской областей и Башкирии. По остальным субъектам они менее репрезентативны. Однако и здесь можно грубо оценить тенденцию по данным крупных участников рынка — Поволжского и Западно-Сибирского банков Сбербанка, ВТБ 24, банка Уралсиб (безусловно, нужно помнить, что в Тюменском регионе нет информации по Ханты-Мансийскому банку и Запсибкомбанку, крупному, пусть и сильно пострадавшему от кризиса; в Пермском крае — по Западно-Уральскому Сбербанку и банку УралФД.)

Главная характеристика региональных рынков как перед кризисом, так и сегодня — высокая концентрация. На первую тройку участников в Свердловской и Челябинской областях приходится порядка 70%, в Курганской области и Башкирии — до 60% рынка. Безусловный лидер на первых трех рынках — Сбербанк. В Свердловской области его главными конкурентами являются Уралтрансбанк и КМБ Банк, в Челябинской — Челябинвестбанк и Челиндбанк, совокупная доля которых примерно равна доле Сбербанка. В Башкирии первые позиции делят Сбербанк и Уралсиб. В Оренбургской области позиции Поволжского Сбербанка существенно слабее (портфель МБ сопоставим с портфелем по Курганской области Уральского Сбербанка в абсолютном выражении, хотя сам сегмент в два раза больше). Серьезные позиции в Тюменской области у Западно-Сибирского Сбербанка, Пермском крае и Удмуртии у ВТБ 24 и Уралсиба.

Теперь посмотрим на планы банков до конца этого года. Во-первых, расширится «окно» для заемщиков. О смягчении требований к заемщикам сегмента МБ свидетельствует статистика отказов (девять банков из числа опрошенных нами такую статистику ведут): по сравнению с первым полугодием-2008 количество отказов на сто обращений выросло в среднем на треть. Причем реальность наверняка еще жестче. Банки между тем предполагают, что до конца года этот показатель пусть и незначительно, но сократится. Внушает оптимизм и ситуация со ставками. Оговоримся сразу: считать средний уровень некорректно, программы разные. «Горлышко», через которое заемщик попадает в программу, сужается или расширяется в зависимости от разных параметров, начиная с качества залога и заканчивая качеством отчетности. Также меняются и ставки (от 18 до 24% без учета дополнительных комиссий и без программ экспресс-кредитования и овердрафтов). Высокий разброс по ставкам в начале этого года к настоящему моменту сократился. И практически по всем программам запланировано снижение на 1 — 2% к концу года. Не бог весть что, но тренд положительный.

По объемам совокупный портфель КМБ вырастет к концу года в среднем на 7% (на деле чуть меньше, поскольку банки, не предоставившие прогноз до конца года, неофициально заявляли о том, что активности проявлять не будут). Это тоже немного, но смена тенденции опять-таки налицо. Архиважно: пойдет этот рост не за счет лидеров, а за счет «новичков», чье присутствие на рынке до кризиса не было заметно. Эти игроки (Банк Сосьете Женераль Восток, НОМОС-Банк, Промсвязьбанк, ВУЗ-банк,Инвесткапиталбанк, Альфа-банк) до конца года планируют прирасти на 20 — 90% (в среднем на 45%), в то время как нынешние крупнейшие участники рынка (Сбербанк, ВТБ 24, КМБ Банк, Уралтрансбанк, Челябинвестбанк) всего на 1 — 13% (в среднем на 5%). Впрочем и в предыдущие полгода две эти группы банков вели себя абсолютно по-разному: лидеры сокращали объемы КМБ (в среднем на 18%), а новички их увеличивали (в среднем на 20%).

Банкиры аргументируют

Подтвердили наличие разнонаправленных векторов стратегии в сегменте КМБ и сами банкиры, выступавшие на круглом столе, проведенном журналом «Эксперт-Урал» 8 октября. Позицию группы осторожно настроенных банков сформулировал президент Уральского банка ОАО «МДМ Банк» Вадим Манин: «Это не самый перспективный рынок. Малый бизнес пока в ситуации выживания, те, кто мог погасить кредиты, их погасили. Остальные стараются снизить объемы до минимума, поэтому приоритетом МДМ Банка (речь идет об объединенном банке УРСА — МДМ. — Ред.) на ближайший год будет не кредитование малого бизнеса, а розничное кредитование». Другой точки зрения придерживается заместитель управляющего Екатеринбургским филиалом Альфа-банка Светлана Озорнина, «в дискуссии обозначились две группы банков: одна позитивно настроена по отношению к перспективам рынка кредитования МСБ, другая смотрит на него пессимистично. Альфа-банк ближе к первой группе». Об увеличении объемов говорили НОМОС-Банк и Банк Сосьете Женераль Восток.

Уралсиб, один из крупнейших участников рынка, предполагает некоторый рост портфеля МБ: «Мы пошли на определенное смягчение требований к заемщикам, и если не увеличим портфель к концу года, то по крайней мере сохраним его», — говорит руководитель дирекции андеррайтинга корпоративного банковского бизнеса Уральской региональной дирекции этой финансовой корпорации Маргарита Минальтова. Банк24.ру рассчитывает нарастить портфель также за счет некоторой либерализации условий: «В то время как некоторые старейшие игроки прекращают выдачу кредитов без обеспечения, наш банк разрабатывает новые программы кредитования, адаптированные к современным экономическим реалиям. В частности мы вывели на рынок новую линейку микрокредитов, позволяющих получить кредит без залога», — рассказывает начальник отдела кредитования малого и среднего бизнеса Татьяна Лобанова.   

Есть и промежуточные, причем диаметрально противоположные решения. «УБРиР будет делать ставку на малый бизнес. Относительная экономическая стабильность этой группы предприятий и готовность к продолжительной работе с банком по комплексу услуг — вот причины выбора нами малого бизнеса в качестве стратегического партнера. Микропредприятия нам также интересны, но у них потребность в тесном сотрудничестве с банками сейчас не так выражена. Поэтому они для нас на втором месте по привлекательности», — заявляет начальник управления развития корпоративных продуктов банка Елена Сорвина. И, наоборот, заместитель председателя правления СКБ-банка Анатолий Овсянников говорит о том, что приоритетом в части активных операций помимо сегмента крупной корпоративки, которая наименее всего пострадала в кризис, будут микрокредиты без залогов и поручительств с минимальным пакетом документов.

За проблемой — передел

Наше объяснение разнонаправленности тенденций таково. Дело, конечно, не в том, что крупнейшие участники вдруг расхотели работать с МБ. Имея значимый портфель КМБ на момент кризиса, они получили большой объем плохих кредитов, работа с которыми легла на подразделения, их выдавшие. Малый бизнес — не розница, где проблемы могут быть скинуты на коллекторов, здесь требуется такая же скрупулезная работа над их возвратом, как и с крупными предприятиями, при том что количество заемщиков несравненно больше. Это банки прекрасно помнят по 1998 году. И силы, которые при прочих равных условиях могли бы быть направлены на поиск новых заемщиков, сегодня и в обозримом будущем будут потрачены на работу с проблемными кредитами. Эффект масштаба сыграл, но в другую сторону.

По новым заемщикам, если, конечно, речь не идет о перекредитовке, ситуация иная, эта точка зрения на круглом столе была озвучена банкирами. Подтверждается тезис и данными исследования рейтингового агентства «Эксперт РА»: «Мы увидели парадоксальную вещь: доля кредитов, выданных в сегменте МСБ ранее кредитовавшимся заемщикам, в первом полугодии снизилась. То есть получается, что в большей степени банки кредитовали новых клиентов. В корпоративном секторе тенденция была обратной», — говорит заместитель генерального директора «Эксперт РА» Павел Самиев.

Вывод один: в будущем году при сохранении тенденции новые участники имеют шансы перераспределить в свою пользу часть рынка, которую в нормальных условиях им пришлось бы отвоевывать годами. Прежние лидеры, если только не найдут в себе сил перейти от проблем к возможностям, долю потеряют.