Посади вассала

Артем Коваленко
19 октября 2009, 00:00
  Урал

Челябинская область стала площадкой для тестирования новой предвыборной технологии: губернатор фактически назначает мэров, отправляя на территории спецпредставителей региональной власти. Система поэтапного подчинения муниципалитетов успешно реализована в Златоусте, на очереди другие города

«Каравай, каравай, не захочешь — выбирай», — орут дети в трех метрах от избирательного участка. Седой пенсионер в потертом пиджаке с неожиданной проворностью слетает по ступенькам и коршуном бросается на разноцветных возмутителей порядка. Дошкольники с визгом улепетывают от преследователя. «Сегодня уже третий раз отгоняю, и все без толку. А избиратели жалуются, что вроде как малыши против одного из кандидатов агитируют (имеется в виду Александр Караваев. — Ред.)», — оправдывается член местного теризбиркома. А рядом два хорошо одетых молодых человека буквально вдалбливают трем избирательницам, как нужно голосовать: «Вы сами подумайте, ведь он лучше, надежнее».

Несмотря на все заверения, полученные 11 октября от разного рода комиссий, мол, выборы в третьем по значимости городе на Южном Урале проходили без нарушений, трения с законом все же были. Где-то разбрасывали листовки за день до голосования, где-то за правильную галочку в бюллетене сулили выпивку. На городском телеканале часа три показывали всех четырех кандидатов: они так или иначе высказывали собственную позицию, следовательно, влияли на мнение электората в день выборов. По другому и быть не могло: кампания проходила с так называемым черным пиаром и судебными разбирательствами. Еще за три месяца до голосования выборы златоустовского мэра окрестили самыми скандальными в регионе.

Основные причины введения новой предвыборной технологии — разобщенность местных элит и решение губернатора Челябинской области Петра Сумина провести во власть своего человека.

Операция «Спаситель»

Распоряжение о назначении спецпредставителя губернатора в Златоустовском городском округе Петр Сумин подписал в июле. Наместником главы региона стал Александр Караваев — помощник начальника управления ФСБ России, руководитель аппарата
оперативного штаба в Челябинской области.

Спецпредставительство — прецедент в масштабах страны, законодательно нововведение никак не прописано. Более того, в статье 12 Конституции РФ сказано: органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. То есть введение некоего «внешнего управления» даже на проблемной территории носит характер скорее политический, чем экономический. Тем не менее спецпреду делегировали обязанности по реализации антикризисных мер, контроль за целевым использованием финансовых ресурсов и негласно окрестили исполняющим обязанности мэра. Тогда заместитель губернатора Николай Рязанов заявил, что Караваев будет не подменять главу, а лишь оказывать ему практическую помощь. Говорят, что руководитель златоустовской администрации Дмитрий Мигашкин консультировался с Кремлем, но с уготованной судьбой смирился. Чуть позже региональный центр заявил, что если ЕР захочет выдвинуть Караваева на пост мэра, так это будет ее решение.

Формально повод для введения спецпредставительства в Златоусте есть: местные элиты оказались не способны прийти к какому-либо консенсусу, из-за чего город негативно представал в информационном поле. Можно вспомнить и волну обвинений в коррупции руководителей мэрии, и забастовку на ОАО «Златоустовский металлургический завод» (из-за тяжелой ситуации на предприятии, входящем в группу «ЭСТАР» Вадима Варшавского, полностью остановлено производство). Акция металлургов получила широкий резонанс в стране при полном бездействии действующего главы. В свое время, благословив занятие младшим Мигашкиным должности отца (Петр Мигашкин возглавлял город с 2000 по 2004 год), губернатор и правительство сильно просчитались. Чего-чего, а стабильности Златоусту семейная преемственность точно не принесла. Видимо, отсюда и был сделан вывод о необходимости усадить в кресло градоначальника человека со стороны.

Методы региональной власти в Златоусте вполне прозрачны: оперативная «зачистка» городского политического пространства, формирование пула кандидатов по схеме «лидер плюс три-четыре спарринг-партнера» для имитации объективности народного волеизъявления. По словам директора Агентства профессиональных коммуникаций (Челябинск) Юрия Чанова, помимо Караваева от власти назывались еще действующий мэр и спикер городского парламента Вячеслав Жилин. Дмитрий Мигашкин мог бы рассматриваться в ряду фаворитов, если бы не низкий рейтинг доверия горожан и не явные провалы в социально-экономической политике города. По всем раскладам лучшей кандидатурой для поддержки областными властями и ЕР был бы Вячеслав Жилин, имеющий самый высокий, согласно последним социозамерам, рейтинг популярности. Но остановились все-таки на полковнике ФСБ.

Перед тем как ЕР практически единогласно (процесс взял под контроль руководитель челябинского ЕР Владимир Мякуш, который много говорил о партийной дисциплине) сделала Караваева своим кандидатом, спецпред официально «разрулил» несколько насущных проблем, в том числе основную — в городе появилась горячая вода. На экранах замелькали и другие «добрые дела» Караваева.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов госвласти, но это не мешает региональному центру устанавливать свои порядки в муниципалитетах

Внештатная конкуренция

Несмотря на предсказуемость итогов, предвыборная кампания в городе металлургов получилась жесткой и скандальной. И это при том, что коммунистов «попросили» в выборах не участвовать. Вместе с полковником ФСБ заявились три кандидата — исполнительный директор общественного фонда содействия развитию гражданского общества «ГОЛОС-Урал» Наталья Гусева (самовыдвиженка, пользовалась поддержкой «Правого дела»), финансовый директор компании «Икс Эль» Петр Панишев («Справедливая Россия») и пенсионер Сергей Тронов (ЛДПР). Но если два последних в мэрской гонке сыграли роль статистов (2,8 и 3% соответственно), то общественница дала выдвиженцу ЕР настоящий бой (13%), собрав большую часть протестного электората. Именно по инициативе Натальи Гусевой в суд было подано исковое заявление о нарушении Караваевым трех федеральных законов. Речь шла о несоблюдении процедуры выдвижения кандидата, подкупе избирателей, использовании служебного положения. В иске об отмене регистрации кандидата было отказано. Другие попытки — вброс листовок и плакаты Гусевой, заявлявшие о поддержке ее Суминым (как оказалось, только однофамильцем губернатора),— тоже себя не оправдали. Спецпред взял рекордные для Урала 78,1%. (Выше результата на мэрских выборах достиг только глава Шадринска Курганской области Алексей Кокорин — 84,6%.) Сказались поддержка губернатора, который специально приезжал в Златоуст, ресурс ЕР и почти принудительные встречи претендента с трудовыми коллективами предприятий и бизнесом.
В любом случае эксперимент со спецназначенцем удался.

Растиражировать методы

Политологи говорят, что методика челябинцев не нова: такая схема использовалась в 90-е годы. Тогда муниципалитет «обескровливался» — мэрии не давали займы и кредиты, отсутствовала реальная помощь во всех сферах деятельности, исполнительная власть подвергалась обструкции, вдруг начинали вредничать поставщики жизненно важных коммунальных благ (энергетики, газовики). Другое дело, что применялась технология штучно, в Челябинской же области речь идет о постановке такого метода на поток. В администрации губернатора утверждают, что в качестве своих спецпредставителей глава региона видит прежде всего специалистов областных министерств и ведомств. 

В Челябинской области найдется немало территорий, к руководству которых у областных властей накоплен пакет претензий: Карабаш, Верхний Уфалей, Озерск. Петр Сумин уже подписал распоряжение о назначении Вячеслава Ягодинца (заместитель генерального директора по общим и социальным вопросам ЗАО «Карабашмедь», дважды был замом главы города) представителем в Карабашском городском округе в связи с необходимостью оказания практической помощи органам местного самоуправления. В администрации губернатора сообщили, что введение спецпредставительства стало необходимым после того, как действующего главу города Муссу Дзугаева взяли с поличным при получении взятки в размере 1 млн рублей от челябинского предпринимателя. Таким образом Карабаш стал вторым городом в Челябинской области после Златоуста, где появился спецпредставитель губернатора. Очевидно, что спецпред пойдет на выборы мэра от ЕР (в марте 2010 года) и, вероятно, победит.

Та же участь ожидает Магнитогорск. Здесь формат спецпредства обрел более законные очертания: 14 октября в должности заместителя главы Магнитогорска по имуществу и правовым вопросам утвержден Евгений Тефтелев, последние пять лет занимавший пост министра промышленности и природных ресурсов Челябинской области. Петр Сумин продолжает усиливать свое влияние в муниципалитетах: вскоре глава города Евгений Карпов уйдет в отставку, открыв для Тефтелева дорогу в кресло градоначальника (выборы пройдут в марте 2010 года).