Максимальная готовность

Москва, 02.11.2009
«Эксперт Урал» №42 (396)
В топ-400 Урала и Западной Сибири по итогам 2008 года химическая промышленность показала самый высокий рост выручки — плюс 66% к показателю 2007 года. Основная заслуга в этом принадлежит двум производителям калийных удобрений мирового масштаба — «Уралкалию» и «Сильвиниту». Объем реализации компаний за прошедший год увеличился на 113 и 134% соответственно. О тенденциях рынка и стратегии работы рассказывает генеральный директор ОАО «Сильвинит» Ростям Сабиров

— Ростям Хазиевич, чем вызван столь стремительный рост реализации компании?

— Благоприятной мировой конъюнктурой (основной объем продукции «Сильвинита» поставляется на экспорт) на протяжении первых трех кварталов, плюс контролем за внутренними издержками.

2008 год оказался уникальным годом для калийного рынка. С одной стороны, зафиксированы исторические ценовые максимумы: стоимость одной тонны калия достигла тысячи долларов. Рост цен на удобрения был вызван серьезным увеличением спроса со стороны основных производителей сельхозпродукции — Индии, стран Юго-Восточной Азии и Восточной Европы, Бразилии. С другой стороны, в четвертом квартале мы наблюдали столь же стремительное падение цен и спроса, что привело практически к полному параличу всего калийного рынка в течение девяти месяцев, вплоть до июля 2009 года. В итоге в 2008 году произведено почти 5,1 млн тонн хлористого калия, на 7,1% меньше, чем в 2007 году. В четвертом квартале произошло снижение выпуска. Тем не менее это третий по величине показатель производства в 75-летней истории «Сильвинита».

— Каковы тенденции на рынке калия сейчас? Каким будет итог 2009 года для вашей компании и отрасли в целом, что вы ожидаете от 2010-го?

— «Сильвинит» первым в отрасли заключил крупный контракт 2009 года. Наши переговоры с Индией позволили в июле текущего года договориться о поставке очень серьезных объемов калийных удобрений (850 тыс. тонн) при цене, которая всего на 26% ниже пиковых прошлогодних уровней (это второй исторический рекорд цен на калий для Индии).

С июля мировой рынок калия начал оживать, но полностью восстановление спроса возможно не ранее 2010 года. Многое будет зависеть от сроков и условий заключения договоров с китайскими потребителями: Китай — один из основных рынков сбыта продукции «Сильвинита», в 2008 году на его долю пришлось 31,5% всего объема поставок компании.

— Каков уровень кредитной нагрузки компании? Какие меры вы предпринимаете для сохранения финансовой устойчивости?

— «Сильвинит» не обременен крупными долгами. Однако мы являемся поручителем по кредиту нашей дочерней фирмы — ОАО «Камская горная компания», которая взяла в пошлом году кредит 1,5 млрд долларов в ВТБ для оплаты лицензии на самый крупный участок Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей — Половодовский. В 2009 году, несмотря на влияние мирового финансово-экономического кризиса, мы с нашими партнерами из ВТБ договорились о продлении срока оплаты первого транша и приступили к переговорам о дальнейшей реструктуризации кредита. В результате кредит Камской горной компании в ВТБ будет рефинансирован в Сбербанке России при поручительстве «Сильвинита». Новый кредит выдан Камской горной компании на пять лет (вместо трех), плюс он более привлекателен по финансовым условиям.

Что касается изыскания внутренних резервов, то время вынужденного спада производства в начале 2009 года мы использовали для проведения капитальных ремонтов оборудования на рудоуправлениях. Основной упор был сделан на самых важных для производства объектах, например строитель-
стве комплекса нового шахтного ствола: с 2005 года в объект инвестировано более 2,5 млрд рублей. Остальные проекты, реализация которых не критична для основного производства, мы отложили до лучших времен.

В целом, благодаря масштабной инвестиционной деятельности, которую мы вели с 2000 года, у нас создан хороший задел на будущее. И сегодня, когда наблюдается оживление спроса на нашу продукцию, мы в максимальной готовности.

Новости партнеров

    «Эксперт Урал»
    №42 (396) 2 ноября 2009
    Жилищное строительство
    Содержание:
    Рубеж 2010

    Главное для рынка жилья — пережить следующий год. В этом ему должны помочь государство, уже разработавшее механизмы поддержки отрасли, налаживание взаимоотношений с риэлторами и инновационные механизмы экономии денег

    Реклама