Отдельная украинская песня

Вера Степанова
14 декабря 2009, 00:00
  Урал

Заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Олег Трудов считает, что внутренний рынок нужно защитить от украинских вагоностроителей

— Ожидать роста спроса на вагоны в ближайшее время не стоит, а предложение пока существенно его превышает. На этом фоне удивляет сложившаяся ситуация с поставками более дешевых украинских вагонов. Российские вагоностроители способны полностью покрыть внутренний спрос, однако в 2008 году в страну ввезено 23,3 тыс. грузовых вагонов на сумму 1,641 млрд долларов. На государственном уровне прилагаются большие усилия по повышению спроса на вагоны для загрузки российских вагоностроительных предприятий, тем временем некоторые наши потребители размещают заказы в Украине.

Более того, субсидирование 2/3 ставки рефинансирования по кредитам, полученным на приобретение российских грузовых вагонов, косвенно стимулирует и украинских производителей: существует вероятность того, что многие частные перевозчики, решив воспользоваться субсидиями по кредитам на покупку вагонов, перераспределят высвобождаемые средства для покупки более дешевой украинской продукции.

Почему вагоны на Украине дешевле — тема отдельного разговора. Главный фактор, обеспечивающий ценовое преимущество, — вертикально интегрированная структура компаний транспортного машиностроения и мощное металлургическое лобби на государственном уровне. На Украине компании обеспечивают полный цикл производства от добычи угля и выплавки металла до сборки узлов и вагонов. Где-то это юридически оформленная связь в рамках холдинговых структур, а где-то взаимодействие юридически независимых компаний, связанных договоренностями на уровне владельцев.

Я считаю, чтобы защитить в условиях кризиса внутренний рынок и российских производителей, целесообразно, например, поднять ввозные пошлины по крайне мере на 10 — 15 процентных пунктов.