Логика денег

Москва, 01.02.2010

Как ни странно, достойной научно-популярной (с ударением на первую часть) литературы по экономике на русском языке выходит крайне мало. Видимо, одни читатели не склонны считать экономику наукой, другие полагают, что и без того прекрасно разбираются в предмете. Неплохо продаются «Фрикономика» Стивена Левитта и книги Малькольма Гладуэлла, но в целом даже одну полку изданий этого жанра собрать не удастся. Российских примеров и того меньше — вспоминаются разве что работы профессора ГУ-ВШЭ Игоря Липсица, рассчитанные в основном на школьников.

«Экономист под прикрытием» Тима Харфорда, молодого британского профессора экономики, колумниста Financial Times и ведущего программы на ВВС, — неплохая попытка объяснить основы экономической теории на повседневных примерах. Тот, кто слушал в университете курс микроэкономики, вряд ли найдет здесь что-то новое, но остальным будет полезно узнать о некоторых не совсем очевидных зависимостях экономической жизни, посмотреть, как научные модели работают в реальной практике и научиться отличать причину от следствия. Это не книга о том, как заработать миллион, — скорее о том, каким образом работают деньги.

Фактически структура «Экономиста» в чем-то повторяет традиционные учебники. Поначалу Харфорд останавливается на довольно простых вещах: объясняет, как соотношение спроса и предложения определяет стоимость чашки кофе в вокзальном кафе, почему соседние супермаркеты устанавливают разные цены на похожие товары, а попкорн в кинотеатрах такой дорогой.

Дальше становится интереснее: автор с одинаковой убедительностью доказывает, почему штрафы за загрязнение среды гораздо эффективнее борьбы в духе Greenpeace, что борьба с потогонными фабриками в Юго-Восточной Азии только ухудшает уровень жизни тамошних рабочих, по какой причине вы, купив подержанную машину, не будете ею довольны. Не слишком прозрачные научные термины вроде «ценовой дискриминации», «альтернативных издержек» и «морального риска» с легкостью превращаются в понятные примеры из окружающей нас действительности.

Самая, пожалуй, занимательная часть посвящена теории аукционов, точнее, проблемам их дизайна. С недавних пор экономисты-теоретики принимают активное участие в разработке правил продажи тех или иных государственных активов — к примеру, лицензий на частоты сотовой связи. В 1990 году правительство Новой Зеландии, заручившись поддержкой местных ученых, попыталось провести такие аукционы по так называемой системе Викри: все участники делают предложения в закрытых конвертах, после чего давший наибольшую ставку платит вторую по величине. Аукцион провалился: вторые ставки были слишком малы, и денег бюджет собрал немного. При этом в Великобритании при продаже 3G-частот экономисты предложили использовать простой открытый аукцион — и затея сработала. Торги принесли более 22 млрд фунтов и стали крупнейшими в современной истории. Вот она, экономическая теория прямого действия.

У партнеров

    Реклама