Массы против экспертов

Москва, 01.03.2010

Историческая зарисовка: осень 1906 года, Западная Англия, ежегодная выставка животноводства. Британский ученый Фрэнсис Гальтон, двоюродный брат Дарвина и основатель психометрии и дактилоскопии, увлеченный селекцией, собирает данные для своих исследований. Прогуливаясь по ярмарке, он натыкается на стенд, где проходит конкурс — желающие отгадывают вес откормленного быка. За шесть пенсов ради неких призов любой может попытать счастья. Как впоследствии писал Гальтон в знаменитом журнале Nature, публика была весьма разносортная — не только мясники и фермеры, но и клерки, далекие от разведения скота.

Когда соревнование закончилось, Гальтон забрал у организаторов билеты, решив выяснить, насколько точным было среднее мнение 800 участников — по аналогии с политическими голосованиями. Будучи скептиком по отношению к способностям масс, он предполагал, что усредненный прогноз будет весьма далеким от истины. Ученый ошибался: быка весом в 1198 фунтов толпа оценила в 1197 фунтов — точнее, чем любой из участников в отдельности.

Позднее этот феномен был подтвержден множеством экспериментов и опытом реальных событий. К примеру, в мае 1968 года американская подлодка «Скорпион» внезапно пропала с экранов радаров в Северной Атлантике. Радиус поиска составлял около двадцати миль, глубина — около 300 метров. Казалось бы, стоило привлечь трех-четырех экспертов — и дело в шляпе, но у одного из участников поисков родился иной план. Офицер подготовил несколько сценариев случившегося, после чего предложил группе специалистов в разных областях — от математиков до спасателей — оценить вероятность того или иного исхода. Затонувшую лодку нашли в 200 метрах от того места, на которое указал усредненный прогноз.

Поразительная точность групповых мнений — основная тема дебютной книги финансового обозревателя New York Times и Wall Street Journal Джеймса Шуровьески. При этом автор отмечает: мудрость толпы работает только в случае соблюдения четырех принципиально важных требований. Это многообразие мнений (у каждого человека должно быть свое), их независимость, децентрализация (каждый принимает во внимание собственные сведения) и агрегирование (то есть объединение всех решений в одно, коллективное).

Отказ от этих условий может вызвать печальные последствия, и им посвящена большая часть книги. Автор показывает, как неэффективная работа в группах привела к гибели шаттла «Колумбия», краху фонда Long Term Capital Management, неудачам американской разведки во времена 11 сентября 2001 года и поражению команды «Сент-Луис Рэмс» в финале суперкубка НФЛ. Разумеется, принципы Шуровьески нельзя назвать рецептами на все случаи жизни, но, как известно, чужие ошибки — лучший источник опыта. В случае с «Мудростью толпы» — управленческого опыта для компаний и организаций, в которых коллективное принятие решений играет немаловажную роль.

У партнеров

    Реклама