Блог-пост

Общество
Москва, 22.03.2010
«Эксперт Урал» №11 (413)
Чиновники до сих пор не научились общаться с гражданами в сети: блог для них — во многом дань моде. Пожалуй, им стоит брать пример с бизнесменов, готовых к активному общению и критике: для них интернет-дневники — инструмент самореализации

ЩАЧЛО ПОПЯЧСЯ!!!11 ЖЫВТОНЕ ЧОЧО УПЯЧКА! УПЯЧКА! ОНОТОЛЕ НЕГОДУЭ!

Интернет-фольклор

B последнее время в LiveJournal («живой журнал», ЖЖ) появилось сразу несколько блогов, посвященных свердловскому губернатору Александру Мишарину: на 9 марта мы насчитали семь. В основном они занимаются перепечаткой пресс-релизов, выходящих из департамента информполитики региона, и размещением телевизионных сюжетов с участием главы Среднего Урала.

Приведем в пример два аккаунта — smotritel66 и valyokk. В первом в самом начале указано: «Я много читаю разных блогов. Но сам все никак не мог собраться начать. Потому что о себе особо нечего рассказать, так что кому это интересно? Но все-таки хочется участвовать в общем процессе. Вот поэтому решил вести блог о нашей области и о нашем новом губернаторе. Это может быть интересно. Буду писать, а если кто будет читать — мне будет приятно»*. После этого сообщений от первого лица в ЖЖ почти нет — одни перепечатки. Заголовки постов во втором аккаунте — «Мишарин поехал разбираться» (о поездке губернатора в ЗАТО Лесной, где в интернате погибли дети), «Мишарин встретился со студентами», «Мишарин в гостях у ветерана», «Мишарин в Википедии» и так далее. Кто инициирует появление подобных ЖЖ, непонятно (вариантов много — от PR-команды губернатора до врагов, которые хотят уничтожить его репутацию). Ясно одно — эти блоги популярностью не пользуются: друзей в лучшем случае десяток, комментариев почти нет.

Госслужащие разного ранга в последнее время все активнее осваивают интенет-пространство. По оценке директора агентства «Стратег» (Москва) Катерины Аксеновой, сейчас в России около сотни блогов чиновников. Однако даже поверхностный анализ популярных платформ (например, LiveJournal и BlogPost) и официальных сайтов правительств показал — оценка занижена. На наш взгляд, в интернет вышли уже порядка 150 политических деятелей. При этом Урал по количеству созданных блогов в числе лидеров.  

 «Эксперт-Урал» составил рейтинг известных уральских блогеров. Причем мы решили не ограничиваться лишь политиками и добавили в список представителей бизнеса. В качестве исследуемой платформы выбрали ресурс LiveJournal: это самая популярная площадка среди российских блогеров (порядка 2 млн русскоязычных аккаунтов). Показатель ранжирования — активность участников рейтинга, рассчитанная как среднее количество записей в месяц.  

Мертворожденные

Начнем с чиновников. В ходе исследования выявилось несколько любопытных моментов. Первый — мода на общение с интернет-пользователями среди чиновников разного ранга началась после того, как на сайте kremlin.ru в октябре 2008 года свой видеоблог завел президент Дмитрий Медведев. Это отчетливо видно, если обратить внимание на дату создания ЖЖ. Такого же мнения придерживается депутат город­ской думы Екатеринбурга Леонид Волков: «К моде, конечно, немало причастен блогер №1. Огромное количество пустых, тупых, официозных чиновничьих страниц обязаны своим существованием именно ЖЖ президента. Хотя в чистом виде блог Медведев и не ведет: есть только коммьюнити, куда выкладываются его официальные видеопосты. Тем не менее, на неокрепшие чиновничьи умы, привычные ловить начальственную эманацию, приход президента в блогосферу даже в таком качестве возымел огромное влияние».

Второй очевидный момент — половина из всех уральских чиновников-блогеров создала свой интернет-дневник только из соображения «чтобы был». Безусловный лидер по «мертвым» блогам (они в рейтинг не вошли; активными мы посчитали блоги, в которым размещено более одной записи, хотя некоторые из них ближе к категории «мертвых») — Пермский край. Десять краевых госслужащих (в том числе и.о. министра образования Пермского края Николай Карпушин, министр общественной безопасности Пермского края Игорь Орлов) завели ЖЖ, но ни одной записи в нем не оставили. Хотя они активно комментировали посты (сообщения) других пользователей (Карпушин — 79, Орлов — 31).

Чиновники Прикамья преобладают и в персональном рейтинге активных блогеров: в нем 11 представителей Пермского края. Два безусловных лидера — руководитель департамента инвестполитики и поддержки предпринимательства Тюменской области Вадим Шумков и губернатор Пермского края Олег Чиркунов. Первый чуть больше чем за 9 месяцев «намолотил» 344 поста, второй немногим более чем за полтора года — 734. При этом Чиркунов куда более популярен среди блогеров: его журнал читают 3964 человека, которые оставили более 66 тыс. комментариев.  

Темы постов чиновников в основном касаются их компетенции — сельское хозяйство, торговля, поддержка предпринимательства. Однако есть исключения. Например, Чиркунов недавно рассказывал о том, как сдавал на права. Шумков любит порассуждать на общеполитические или исторические темы. В одном из последних постов читаем: «Мы публично не стесняемся обсуждать позиции других государств и не соглашаться с их внутренней политикой, но почему-то несогласие с позицией своего царя или президента в нашей собственной стране бывает приравнивается к ереси или государственной измене. Возражение начальнику может привести к риску в карьере и существенным проблемам».

Ошибка резидента

При ведении блога уральские политики совершают множество ошибок. Остановимся на четырех. Первая и самая главная — «заморозка» ЖЖ. В пример можно привести страницу вице-губернатора Челябинской области Андрея Косилова: после публикации нескольких постов он больше года не обновлял дневник. Такое отношение вызывает у ЖЖ-пользователей только раздражение. Лучше вовсе удалить страницу, чем ее забросить.

Вторая ошибка — публикация постов исключительно о своей деятельности. Большинство блогеров замечает: от блога Чиркунова, например, веет человечностью. Именно поэтому он привлек почти 4 тыс. читателей.

Третья ошибка — модерирование комментариев. Понятно, что откровенно клеветнические или оскорбительные сообщения нужно удалять. Однако в целом дневник должен быть открыт для любых мнений.

Наконец, четвертая ошибка — не отвечать на комментарии читателей. Для ЖЖ-пользователей это сродни оскорблению.

Свобода мысли

Бизнесмены-блогеры сильно отличаются от чиновников. Во-первых, ни одного «мертворожденного» ЖЖ мы не нашли. Лидеры по активности — топ-менеджеры Пермского аналитического центра: даже если их результат поделить на два (ЖЖ заполняют управляющий партнер Ирина Трубинова и директор Сергей Седов), то они останутся на первом месте.   

Во-вторых, у них в прошлом году не прослеживалось никакой моды на открытие блогов. Это подтверждает коммерческий директор «Уралсвязьинформа» Павел Зайцев: «Блог — это не дань моде, а логичное продолжение стремления постоянно держать руку на пульсе событий, отслеживать реакцию конечных потребителей наших услуг, делать выводы, принимать актуальные решения. Это неформальное общение, возможность пользователям и всем интересующимся напрямую задать вопрос мне и получить ответ».

В-третьих, бизнесмены используют дневник в основном не для пиара бизнес-идей, а для самовыражения. Например, в записях Станислава Скорба, директора компании Targem, разрабатывающей компьютерные игры, можно обнаружить: «Праздники провел так: взял из офиса PS3 и прошел Uncharted 1 и 2 — очень хорошие игры; посмотрел в кино Шерлока Холмса, понра; сменил самый лучший в мире ультразум (Lumix FZ28) на самую маленькую в мире зеркалку (Olympus E420), интересно, как это скажется на моем желании фотографировать; застрял в лифте; катался на коньках в ЦПКиО». А буквально через сообщение гораздо более серьезная тема: «Когда говорят о 40 миллионах репрессированных, я не верю лживым словам, я верю своим глазам. В пятиэтажном стоквартирном доме в областном центре России, где прошло мое детство, жили 23 ветерана войны, пять из них — инвалиды, когда они выходили во двор в День Победы кто с несколькими солдатскими медалями, кто с грудью, покрытой орденами, их не мог не заметить даже слепой. Когда мы, школьники обходили квартиры микрорайона, чтобы разносить поздравления ветеранам, то такая картина была в любом доме. И это спустя 30 лет после Войны. И опять же не было семьи, где бы кто-то не воевал, почти ни одной, где бы кто-то не погиб. Вот что такое 40 и 20 миллионов человек».

Излюбленные темы бизнесменов — спорт, путешествия, образование, политика государства, история и взаимоотношения с банками. Пожалуй, поэтому они имеют сравнимое (хотя узнаваемость менеджера компании, безусловно, ниже, чем госчиновника) с политиками количество друзей. По сути, ЖЖ — это достаточно свободная, раскрепощенная среда, поэтому самый лучший «блог для бизнес-целей» — тот, в котором не слишком много бизнеса (для примера можно посмотреть корпоративный блог «Яндекса»).

Хотя есть и исключения. Павел Зайцев, например, считает, что любой открытой компании клиентоориентированность надо показывать не словами, а делом. «Что касается личных моментов, то я стараюсь их оглашать по-минимуму», — подчеркивает Зайцев.

Огромное количество пустых, тупых, официозных чиновничьих страниц обязаны своим существованием именно ЖЖ президента

Конец буму

Очевидно, что бум на открытие блогов известными чиновниками закончился. Бизнесмены тоже вряд ли будут проявлять какую-либо активность в этой сфере. Вероятно, в 2010 году мы увидим создание в лучшем случае десятка подобных аккаунтов. Похоже, все, кто может позволить себе говорить интересно и открыто, уже делают это.

Новыми ЖЖ-пользователями могут стать чиновники, которые сейчас используют альтернативные способы общения с интернет-аудиторией (например, у Александра Мишарина видеоблог размещен на персональном сайте, у губернатора Курганской области Олега Богомолова — на официальном портале региона, президент Удмуртии Александр Волков ведет блог на сайте газеты «Аргументы и факты в Удмуртии»). Кроме того, появления в «живом журнале» можно ждать от новых глав ХМАО, ЯНАО и Челябинской области. 

В подготовке материала принимал участие Алексей Белоусов

Рейтинг бизнесменов-блогеров (данные на 9 марта 2010 года)
Рейтинг чиновников-блогеров (данные на 9 марта 2010 года)

У партнеров

    Реклама