Скорее жив

Реформа скорой помощи может дать существенные результаты, если устранить ряд организационных проблем и увеличить финансирование, считает главный врач МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» Челябинска Елена Ершова

— Плюс одного из ключевых нововведений — наделения фельдшеров функционалом водителей — заключается в том, что теперь бригада станет единым целым. Сегодня автомобили не стоят на балансе некоторых станций скорой медицинской помощи, поэтому водители подчиняются нам только организационно. А фельдшеры-водители при необходимости смогут принять участие в оказании помощи, транспортировке пациента на носилках. Но для успешной реализации проекта необходимо пересадить бригады на импортные автомобили, заключить договоры с сервисными центрами и обучить фельдшеров управлению автотранспортом. Это требует времени и больших финансовых вложений. Кроме того, замечу, что 80% фельдшеров — женщины.

Разделение помощи на скорую и неотложную — тоже большой шаг вперед: оно позволит разгрузить бригады и обеспечить их своевременное прибытие к пациенту. Такая схема уже более 20 лет действует в Санкт-Петербурге: существуют городская станция скорой медицинской помощи и отделения неотложки при поликлиниках. В итоге в Питере скорая отрабатывает в сутки 1500 — 1700 вызовов, а в Челябинске, где население почти в семь раз меньше, — только тысячу. Мы явно берем на себя много лишних функций.

Формирование нового типа приемных отделений — тоже перемена исключительно положительная. Есть понятие «золотой час» — квалифицированная помощь, оказанная пациентам в течение определенного времени с момента возникновения проблемы, существенно снижает риск смерти или инвалидности. Сегодня людям, доставленным бригадами скорой в приемные отделения больниц, приходится до нескольких часов ждать, когда их обследуют. Часто бригада не может уехать: находясь на территории лечебного учреждения, она вынуждена продолжать оказание экстренной помощи своими силами и средствами. Но для внедрения нового типа приемных отделений требуется колоссальная организационная работа. Также необходимо перестраивать кадры и материально-техническую базу.

Служба скорой медицинской помощи безусловно нуждается в модернизации: бюджет несет огромные затраты, а качество предоставляемых услуг далеко от идеала. Однако в ближайшие два-три года эффекта от реформы ждать не стоит: это время уйдет на внедрение новых стандартов.