Тысяча в одном

19 апреля 2010, 00:00
  Урал

Самыми продвинутыми странами в сфере внедрения электронных госуслуг считаются Великобритания, Сингапур, США и Южная Корея (количество услуг — десятки тысяч, количество посещений, например в Великобритании, — 27 млн в месяц).

Схема работы во всех случаях примерно одинакова. Существует один или два (как в той же Великобритании — для бизнеса и для физлиц) портала, на котором размещены все необходимые госуслуги (от федеральных до муниципальных) и формы (от штрафов за нарушение правил дорожного движения до заявлений на установку забора или перепланировку дома). Человек заполняет нужный документ и отправляет его через один большой шлюз в правительство. Там бумаги распределяются по ведомствам, а заявитель может отслеживать весь путь прохождения документа через инстанции, при необходимости оперативно предоставляя недостающие справки и прочие данные.

Идентификация пользователя происходит путем ввода уникального пароля. Документы подписываются ЭЦП. Платежи проводятся пластиковыми картами.

Пример получения паспорта в Сингапуре: гражданин заполняет анкету на сайте, загружает свою цифровую фотографию и оплачивает пошлину пластиковой картой через интернет. Потом мониторит статус заявки. И приходит только за готовым документом.

Другой пример — получение визы в Сингапур. Анкета заполняется на сайте, фотография подгружается через форму, консульский сбор оплачивается кредиткой. Виза присылается по электронной почте. Подтверждением получения визы является электронная копия письма от департамента миграции и контроля (Immigration & Checkpoint Authority) Республики Сингапур с уникальным идентификационным номером.

В Великобритании уже подсчитали, что электронное общение между гражданами и правительством, даже при вычете всех расходов на рекламу этого проекта, внушительно: экономия на одну транзакцию (обращение) — 8 фунтов (около 360 рублей).