Откупная от прописки

Правила приема детей в первый класс, направленные на снятие барьеров при зачислении, пока не решили проблему доступности качественного образования, считает директор Института развития образования Государственного университета — Высшей школы экономики Ирина Абанкина

— Если ребенок поступает в школу не по месту проживания, считаете ли вы справедливым, чтобы учебные заведения требовали от родителей денежных пожертвований?

— Нет, не считаю. Родители имеют право выбрать школу, ориентируясь на качество образования в ней, соответствие школы своим запросам, образовательной стратегии для ребенка. Место проживания не должно ограничивать возможности выбора. Эти «приписки по прописке» к школе или поликлинике — штампы старой советской системы. Близость школы должна быть одним из критериев зачисления ребенка, но только в том случае, если это соответствует желаниям родителей. Если есть серьезные рассогласования между спросом семей и расположением школ, в том числе по качеству образования, это проблема учредителей школ (органов власти), сигнал для них, чтобы выяснить, почему родители предпочитают другие школы, несмотря на эффект близости. Надо принимать меры, чтобы повысить квалификацию педагогов, улучшить оснащение школы, повлиять на создание в ней творческой среды. Но брать деньги с родителей для решения этих проблем как «откупную от крепостного права», фактически от обязанности учиться в плохой школе, недопустимо.

— Существует ли официальный рейтинг школ России? Нужен ли он? Сейчас родители пользуются «сарафанным радио», чтобы решить проблему выбора школы…

— Да, рейтинги нужны, но не один, а разные, которые отражают и формальные показатели, и мнения родителей о школе. Есть регионы, например Калининградская область, которые разработали рейтинг школ и учитывают его результаты при распределении фондов развития учебных заведений. Это интересный опыт, который дает положительные результаты не только в создании прозрачной системы информирования, но и работает как механизм повышения качества образования.

Для выбора школы необходима достоверная информация, поэтому нужны не только рейтинги школ, но и рассказ о самой школе на ее сайте, информационных стендах. Один рейтинг не заменит всех источников информации, надо стремиться к информационной открытости. Сегодня на законодательном уровне новым законом о правовом статусе автономных, бюджетных и казенных учреждений устанавливаются регламенты публичной отчетности. Это, безусловно, шаг вперед.