Разворот на дискуссию

Общество
Москва, 06.09.2010
«Эксперт Урал» №35 (433)
Разговорный жанр на радио пользуется все большей популярностью, в кризис он привел к росту аудитории. К тому же радио из всех традиционных СМИ в меньшей степени проигрывает интернет-порталам

С началом осеннего бизнес-цикла в экономической жизни активизируются и деловые СМИ. Оживление особенно заметно в среде печатаных изданий, но характерно оно и для немногочисленных «серьезных» радиостанций. Законодателем мод в этом формате уже два десятка лет остается «Эхо Москвы» (в конце лета редакция станции отметила юбилей). Об особенностях делового радио мы беседуем с главным редактором екатеринбургского «Эха» Максимом Путинцевым.

— Максим Александрович, как живется радиостанции в Екатеринбурге?

— Екатеринбургская редакция «Эха Москвы» появилась одной из первых региональных подразделений: мы вещаем с 1998 года. Исследования медийного рынка показывают, что в FM-диапазоне Екатеринбурга мы стабильно в пятерке лидеров. Для регионального «Эха» это очень хороший показатель: в большинстве случаев десятое-восьмое место в городе — уже неплохо.

По сравнению с другими региональщиками у нас иначе выстроена сетка вещания. Во многих городах местные отделения пользуются только небольшими окошками, которые им оставляет головная радиостанция. Мы же эфир перелопатили капитально и запустили большое количество собственных программ. В результате соотношение
местного и московского контента у нас — примерно 50/50.

— А есть специфическая уральская стратегия?

— Я свою стратегическую задачу рассматриваю так: не навреди. Москва делает хорошие программы, мы должны добавить что-то свое. Это должно быть интересно слушателям, а по качеству — не хуже московского. Наши передачи не должны выбиваться ни по подаче, ни по уровню ведущих, ни по содержанию.

Скажем, если мы видим, что придуманный в Москве формат может быть повторен здесь — мы это делаем. Например, «Разворот» — отличный проект, в Москве он выстрелил: людям важно не только слушать, но и иметь возможность высказаться. И мы стали делать «Разворот на Екатеринбург».

Вообще интерактивность — одна из самых сильных черт «Эха», дающая нам конкурентные преимущества.

— В Екатеринбурге круг экспертов довольно узок, среди них публичных, которых удается пригласить в эфир, еще меньше.

— Да, это очевидная проблема. Помимо местных спикеров мы сейчас собираемся расширять список экспертов персонами федерального уровня. Будем выходить на них напрямую, хотим, чтобы они разговаривали с нашими слушателями, обсуждали наши местные проблемы. В принципе мы уже опробовали эту модель. На центральной станции «Эхо Москвы» есть культовый ведущий — Александр Пикуленко, и мы договорились, что он будет целый час в распоряжении наших слушателей. Получился очень успешный телефонный радиомост в прямом эфире — мы получили невероятное количество вопросов.

— Вы считаете себя оппозиционной радиостанцией?

— Нет, мы никогда себя так не называли и не считали. Наш основной принцип — сохранение объективности. Если есть конфликт, то наша задача — разнопланово его осветить, дать высказаться всем участникам.

Может, мы выглядим оппозиционными на фоне того, что вообще у нас в стране со СМИ происходит: любое издание или станция, которая пытается худо-бедно давать возможность для дискуссий оппозиционным силам, сама сразу причисляется к ряду оппозиционеров и провокаторов.

— Разговорный формат «Эха» — до сих пор специфичное явление в радиосреде, конкуренция как-то присутствует?

— До некоторого времени все действительно было очень спокойно и предсказуемо. Но в последние три-четыре года СМИ активно пошли в разговорное радио. И если раньше в этой нише на FM-диапазоне были, пожалуй, только «Эхо Москвы» и «Маяк», да полуразговорный «Серебряный дождь», то буквально за последние пару лет появились «Русская служба новостей», «Сити-FM», «Бизнес-FM», «Вести-FM». То есть на «разговорке» в столице образовалась достаточно серьезная толкотня. И сейчас эти радиостанции собираются в Екатеринбург.

— Как на вас повлиял кризис: оттока аудитории не наблюдали?

— Нет, падения аудитории мы не фиксируем, наоборот: в последние два года есть устойчивый рост.

— Менялось ли содержание вещания?

— Разумеется. Очень гибко реагировала Москва: как только события экономического кризиса начали активно разворачиваться, тут же была изменена сетка вещания — появилась программа «Кредит доверия». Несколько раз в день приглашали в эфир ведущих экономистов, и разговаривали с ними о том, что происходит в мире и стране.

Примерно это же сделали и мы в Екатеринбурге. Например, появилась рубрика «Особое мнение», мы стали приглашать в эфир больше экономистов, стали с ними чаще обсуждать какие-то наболевшие кризисные темы, деловые проблемы местного характера.

Это оказалось очень важным как информационно, так и психологически. Вполне возможно, что именно по этой причине у нас в последнее время и идет прирост слушателей.

— Не чувствуете ли вы, радийщики, давления и конкуренции со стороны интернет-СМИ? Печатные издания говорят о нем все больше.

— Бумага очевидно проигрывает интернету как носитель. А радио — нет, это другой формат. Радио слушают в машине, на кухне, когда в принципе нет возможности сесть и почитать.

Хотя общий тренд ухода в сеть, безусловно, есть, и мы тоже размышляем на этот счет. Скажем, пока наш сайт — лишь придаток к эфиру. Это скоро изменится. Во-первых, мы полностью используем собственный эфир как источник контента для сайта: продолжим выкладывать расшифровки, подкасты, новости, интерактивные голосования. Во-вторых, будем использовать сайт как агрегатор блогов. У большинства людей нет времени обойти все блоги, нет времени зайти на сайты всех газет и т.п. А мы это сделаем, систематизируем, и самое интересное выложим по рубрикам.  

 

Новости партнеров

«Эксперт Урал»
№35 (433) 6 сентября 2010
Реформа среднего образования
Содержание:
Реклама