Труба в складчину

8 ноября 2010, 00:00
  Урал

Tранснефть опробует новую схему инвестирования в строительство нефтепроводов на участке магистрали Заполярное — Пурпе — Самотлор. Нитка свяжет месторождения северного Ямала с трубопроводом Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО).

Распоряжение правительства РФ о строительстве магистрали вышло еще в апреле. Цель — обеспечить наполняемость нефтепровода ВСТО и гарантировать поставки российского сырья на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Средства на прокладку участка Пурпе — Самотлор компания нашла, но на заключительный и наиболее сложный участок Заполярное — Пурпе денег у нее нет. Госмонополия предлагала увеличить для этого уставный капитал или ввести специальный инвестиционный тариф, но идеи поддержки не получили.

В результате правительство РФ подписало распоряжение, которое предусматривает софинансирование проекта заинтересованными в нем нефтяными компаниями. Среди них — ЛУКойл, «Газпром нефть», ТНK-BP, чьи месторождения находятся по пути следования нефтепровода. Общая сметная стоимость нитки Заполярное — Пурпе оценивается в 60 млрд рублей. 50% затрат должны будут взять на себя Транснефть и другие компании, остальное предполагается привлечь через займы под 15-летние госгарантии, которые будут предоставлены на всю сумму инвестиций.

Предполагается, что свою половину расходов Транснефть и добытчики поделят пополам. Средства нефтяников планируется привлечь через допэмиссию акций проектной компании ОАО «Заполярье» (Новый Уренгой, 100-процентная «дочка» Транснефти), в результате которой у госмонополии останется не более 50% акций. Выпуск запланирован на конец 2011 — начало 2012 года.

Сколько потратит на строительство нефтепровода каждая из нефтяных компаний, пока не ясно. В «Заполярье» их доли могут быть распределены как поровну, так и пропорционально объему прокачки нефти. В последнем случае наибольшие расходы понесет ТНК-ВР (48% прокачки): к 2020 году она будет сдавать в трубу около 20 млн тонн нефти. У Газпрома — 12 млн тонн, у ЛУКойла — менее 1 млн тонн.

Вернуть инвестиции нефтяники смогут после начала транспортировки нефти по всему участку Заполярное — Пурпе: с 2016 года в течение пяти лет Транснефть должна равными траншами выкупить их доли в «Заполярье». Нефтяникам вернут также проценты за пользование средствами.

Окончательный вариант соглашения будет утвержден до конца года, в нем же будут прописаны льготы по тарифам на прокачку нефти по новому нефтепроводу.      

Мощность нефтепровода Заполярное — Пурпе к 2020 году составит 45 млн тонн. Первый участок, около 200 км от поселка Пурпе до Уренгойского месторождения, должен быть запущен в декабре 2013 года. Второй, еще около 100 км до месторождений Заполярное и Русское, — в конце 2014 года. Третий, 100 км в сторону Мессояхинских месторождений и Ледовитого океана, — в декабре 2015 года.