Кому-то станет больно

Спецвыпуск
Москва, 06.12.2010
«Эксперт Урал» №48 (446)
Институт саморегулирования оценочной деятельности заработал. Государство переходит к настройке его качественных характеристик. Поле для ведения оценочного бизнеса будет больше, но условия игры на нем — жестче

Андрей Порубов

Первая половина 2010 года для регионального рынка оценочных услуг оказалась несколько хуже, чем мы предполагали. В 2009 году доходы от оценочной деятельности 39 компаний-участниц ренкинга, составленного аналитическим центром «Эксперт-Урал», сократились на 13%. Представляя результаты ренкинга (см. «Чем породил, тем и убью» «Э-У» № 24 от 21.06.10), мы одновременно запросили информацию о выручке оценочных компаний за первый квартал 2010 года. Судя по полученной нами информации, в первом полугодии 2010 года рынок мог вырасти как минимум на 10%. Однако итоги полугодового ренкинга показали: доходы от оценочной деятельности по сравнению с первым полугодием 2009 года сократились на 25%. На такие результаты могли повлиять два фактора. Во-первых, в полугодовом ренкинге приняло участие только 11 компаний. Во-вторых, сказалось не столько снижение спроса на услуги, сколько задержка оплаты уже проведенных оценщиками работ.

Есть работа

Насколько изменится динамика рынка в будущем году, во многом будет зависеть от реализации ряда уже принятых законов и перспектив только обсуждаемых новаций. Рынок оценки первым из видов консультационных услуг перешел от государственного регулирования к саморегулированию. Два года мы наблюдали процесс становления нового института: формирование саморегулируемых организаций, Национального совета по оценочной деятельности, стандартов и пр. Очевидно, пришло время качественных сдвигов.
В июле этого года Госдума утвердила изменения в закон «Об оценочной деятельности» в части государственной кадастровой оценки земельных участков. До этого оценку земельных участков для целей учета в госреестре проводили чиновники, сейчас она передана специалистам в области оценочной деятельности. До 2013 года отбирать оценщиков для этих видов работ будет уполномоченный орган — Росреестр, а затем эти функции перейдут к субъектам федерации. Таким образом, государство демонстрирует готовность расширять зону обязательной оценки объектов. Для любого рынка услуг это всегда плюс, поскольку автоматически приводит к росту спроса.
Законопроект проходил сложно, согласования и дискуссии вокруг требований к претендентам на право проводить такие работы тянулись более двух лет. В итоге осталось два критерия отбора. Первый — желающие проводить кадастровую оценку должны дополнительно к полису страхования профессиональной ответственности застраховаться еще на сумму не менее 30 млн рублей: это средняя цена контрактов, которые ранее заключались государством по определению государственной стоимости. «Вменяя такой размер страховки, законодатель рассчитывает, что в случае некачественного оказания услуг заказчик сможет вернуть свои затраты», — объясняет генеральный директор некоммерческого партнерства «Сообщество оценочных компаний “СМАО”» Юлия Усова. Требование второе — подготовленные оценщиками отчеты должны в обязательном порядке пройти экспертизу в саморегулируемой организации, в которой состоит оценщик. Из окончательного варианта закона ушло условие необходимости повышения квалификации такого оценщика, однако, учитывая, что финансовая ответственность и экспертного совета, и в целом всей СРО повышается, организации, вероятно, будут проводить программы повышения квалификации своих членов в добровольном порядке.
Важный момент: в практику общения заказчика и оценщика в этом сегменте оценки вводится новая процедура урегулирования споров — досудебная. По общим правилам заказчик отчета имеет право обжаловать результаты оценки в суде. У заказчика же кадастровой оценки появляется право подать документы на пересмотр стоимости его участка в специальную комиссию: он не оспаривает полученные результаты кадастровой оценки, но считает, что рыночная стоимость его объекта выше или ниже. Для этого он дополнительно заказывает оценку у любого оценщика, не обремененного особыми требованиями, и подает ее результаты в комиссию, которая и должна принять окончательное решение.

Бит рублем

Другой законопроект, который пока прошел только первое чтение в Государственной думе, связан как раз с процедурой проведения экспертизы. Напомним, что в соответствии с законом об оценочной деятельности заказчик, который считает, что оценка его объекта выполнена некачественно или недостоверно, имеет право заказать экспертизу этого отчета в экспертный совет той СРО, член которой выполнял эту работу. Экспертный совет в данном случае несет материальную ответственность за достоверность выданного заключения на отчет оценщика.
Поэтому поправки предполагают два шага к повышению этой ответственности и снятия рисков для всей организации. Первый — введение квалификационного экзамена для членов экспертных советов СРО, что позволит обеспечить единый квалификационный профессиональный уровень этих советов. По большому счету эта поправка дискуссий в профессиональном сообществе не вызывает, кроме, пожалуй, того, что если норма пройдет, ее можно расценивать как начало ужесточения доступа к профессии. «Не исключено, что продолжением станет введение квалификационного экзамена для всех желающих работать на этом рынке, как сделано, например, в аудиторской отрасли. Все это можно только приветствовать: более жесткие условия входа на рынок позволят очистить его от непрофессиональных и нечестных игроков», — считает первый вице-президент Российского общества оценщиков Игорь Артеменков.
 А вот второй шаг вызывает жаркие споры. В соответствии с законом об оценочной деятельности, если заказчик в суде докажет, что его объект оценен неверно, он имеет право потребовать возмещения потерь от самого оценщика, для чего у последнего и предусмотрено наличие полиса страхования профессиональной ответственности. Если же заказчик, используя такой отчет, еще и получил убытки и опять же доказал это в суде, он имеет право дополнительно обратиться в соответствующую СРО с требованием возместить его потери из компенсационного фонда.
Правда, пока посягательств на компенсационный фонд СРО не отмечено. И вот почему. По законодательству, минимальная сумма страховки, которую оформляет оценщик, составляет 300 тыс. рублей. Но на практике она значительно больше. Например, в СМАО средний лимит страхования на одного члена в 2009 году составлял примерно 2 млн рублей. В то же время максимальный объем выплат на одного оценщика из компенсационного фонда СРО по законодательству — 600 тыс. рублей. Логично предположить, что заказчику, который получил некачественный отчет, выгоднее добиваться выплат от компании, застраховавшей оценщика, чем тратить время на тяжбы с СРО и пытаться получить деньги из ее компенсационного фонда.
Законопроект предусматривает увеличение единовременной выплаты из компенсационного фонда по одному такому страховому случаю за одного оценщика с 600 тысяч до 5 млн рублей. Кроме того, вводится новая норма: если заказчик совершил сделку на основании отчета, по которому дано положительное заключение экспертного совета СРО и при этом заказчик понес убытки, например, проведя сделку с использованием такого отчета, он имеет еще и право претендовать на получение компенсации до 1 млн рублей из того же фонда СРО.
Если эти поправки будут приняты, рынок ждет как минимум два типа новых рисков. Первый: 5 млн рублей — уже более интересная сумма, чем 600 тыс. рублей, чтобы требовать возмещения ущерба от СРО. Второй: по закону просить взыскания из компенсационного фонда можно и без судебного решения — достаточно иметь факт признания страхового случая. То есть заказчик, получив выплаты от страховой компании, имеет право требовать компенсации еще и от СРО. Возникает почва для появления сговора.
Все это выливается в два неприятных последствия для рынка. Во-первых, собственно для института СРО. Сегодня в реестре числится десять саморегулируемых организаций оценщиков — не факт, что все они доживут до победного конца. «Сумма в 5 млн рублей достаточно страшна для многих небольших саморегулируемых организаций, у некоторых — это половина действующего компенсационного фонда», — считает Юлия Усова. Во-вторых, для оценщиков. Если поправки будут приняты, СРО однозначно пойдут на ужесточение: либо увеличение суммы страховых лимитов или взносов в компенсационный фонд, либо усиление процедуры контроля, а может, и все вместе. Эти дополнительные затраты съедят и без того падающие доходы участников рынка оценочных услуг.  

 

Методы и информация

Ренкинг оценочных компаний Урала и Западной Сибири (Свердловской, Челябинской, Оренбургской, Курганской, Тюменской областей, Пермского края, республик Башкортостан и Удмуртия, а также Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов) подготовлен аналитическим центром «Эксперт-Урал» с использованием методологии рейтингового агентства «Эксперт РА».
В ренкинге за первое полугодие 2010 года, как и в прошлом году, приняло участие 11 компаний. Основным критерием ранжирования участников является показатель выручки компаний от предоставления оценочных услуг за исследуемый период. Ренкинг основывается исключительно на сведениях, официально предоставленных компаниями.
В связи с вступившими в силу изменениями в Налоговый кодекс (ФЗ № 155 от 22.07.08) компании, применяющие упрощенную систему налогообложения, предоставляют налоговую декларацию в налоговые органы лишь по итогам года. Подтвердить предоставляемые данные официальной финансовой отчетностью они не могут, поэтому корректность информации гарантируется только подписью первого лица и печатью организации.     

Самый емкий сегмент рынка - оценка недвижимого имущества
Ренкинг оценочных компаний Урала и Западной Сибири по итогам I полугодия 2010 года
Лидеры по видам оценочных услуг

У партнеров

    «Эксперт Урал»
    №48 (446) 6 декабря 2010
    Бюджетная политика
    Содержание:
    Близорукий ситуативный филантроп

    Бюджеты на 2011 год сверстаны с нарочитым человеколюбием: вероятно, сказывается приближение выборов. Возможное негативное экономическое последствие такой направленности — всплеск инфляции

    Реклама