С поправкой на доверие

Спецвыпуск
Москва, 06.12.2010
«Эксперт Урал» №48 (446)
Кризис приостановил стремительное развитие страхового рынка и изменил приоритеты клиентов, считает генеральный директор Уральской региональной дирекции страховой компании «Цюрих» Владимир Рябухин

— Как вы оцениваете рынок страхования? Удалось ли ему выйти на докризисный уровень?
— С 2004 по 2008 год страховой рынок в России рос очень быстро — до 15% в год. Если посмотреть на Западную Европу, то там он увеличивается лишь на процент-два за год. За счет чего получен такой результат? Фактор первый — низкий по сравнению с европейским рынком уровень проникновения страховых услуг. Фактор второй — жесткий демпинг по ценам на добровольные виды и конкуренция комиссий по обязательным. К чему это привело, вы видите сами: количество отозванных за последние два года лицензий подходит к 200.
С середины 2010 года мы отмечаем рост сборов, но рынок по-прежнему ниже докризисного на 25%. Если за девять месяцев 2008 года, например, по Екатеринбургу и Свердловской области было собрано 11,86 млрд рублей премии, то за аналогичный период 2010-го — только 8,69 млрд рублей. Также в третьем квартале 2010-го наметилась тенденция к пересмотру тарифов в сторону увеличения, сейчас финансовый результат важнее доли рынка.
— Что сегодня пользуется спросом у покупателей?
— Если говорить о сегменте физлиц, то в России исторически самым динамичным было автострахование. Этот рынок первым пострадал во время кризиса: упал объем кредитования, сократилось количество покупок новых автомобилей. Но и восстанавливаться он начал первым.
Также мы видим растущий спрос на страхование имущества. Он сформирован новыми клиентами, теми, кто прежде не страховал имущество. Думаю, это следствие пожаров прошедшего лета. В кризис увеличилось количество людей, которые начали подходить к вопросу страхования имущества серьезно: собирать информацию о компании, изучать продукты, тарифы, самостоятельно составлять список рисков. Наибольший интерес у потребителей вызывают коробочные продукты. Такие продукты покрывают наиболее актуальные риски, при этом максимально удобны как для покупателя, так и для продавца: не требуют долгих расчетов и согласований, выезда на место для осмотра (при страховании недвижимости), сложного заполнения полиса.
В коммерческом сегменте другая ситуация. Бизнес пока неохотно страхует имущество (исключение составляет только залоговое имущество в случае получения кредитов). Но уверенно растет спрос на программы страхования сотрудников от несчастного случая и ДМС. Эти виды популярны у компаний, заинтересованных в удержании персонала и формировании позитивного имиджа ответственного работодателя, а также на предприятиях, работа которых связана с повышенным риском.
— В 2010 году законодатели всерьез взялись за страхование. Начали с ОМС и медицинской ответственности за врачебные ошибки, все чаще говорят об обязательном страховании имущества от огня. Как вы оцениваете эти изменения?
— Про ОМС говорить не буду: наша компания им не занимается. Могу только привести пример европейского рынка: страхование ответственности врача там не является обязательным, но вы не сможете получить лицензию на медицинскую деятельность, если не застрахуете ответственность. Выводы делайте сами.
По страхованию от пожара — вопрос сложный. В этой ситуации нельзя смотреть только на емкость потенциального рынка. C одной стороны, это большие сборы, с другой — большая ответственность. Россия уже имеет опыт внедрения одного обязательного вида — ОСАГО. Однозначно нужно учесть все сделанные ошибки. Многие европейские рынки прошли через период обязательного страхования от огня, вопрос в том, как это было реализовано. Например, в Германии этим видом занимался государственный страховщик, который просуществовал до середины XX века. Потом был приватизирован.
— Есть ли в экономике факторы, сдерживающие развитие страхового рынка?
— Я думаю, сейчас в отрасли образовался небольшой кризис доверия: в последние годы все видели много невыполненных обязательств и необеспеченных полисов. Понадобится несколько лет, чтобы это исправить. Это тяжелый урок, но из него уже сделаны правильные выводы. Как клиентами, так и компаниями. Потребители стали обращать внимание в первую очередь не на стоимость услуг, а на устойчивость страховой компании, а также на дополнительные услуги и сервисы, включаемые в программу сверх необходимого минимума. Все то, что позволяет сделать защиту максимально надежной, а работу со страховой компанией — удобной.

У партнеров

    «Эксперт Урал»
    №48 (446) 6 декабря 2010
    Бюджетная политика
    Содержание:
    Близорукий ситуативный филантроп

    Бюджеты на 2011 год сверстаны с нарочитым человеколюбием: вероятно, сказывается приближение выборов. Возможное негативное экономическое последствие такой направленности — всплеск инфляции

    Реклама