Когда губернаторы были большими

Артем Коваленко
27 декабря 2010, 00:00
  Урал

После отмены выборов губернаторов смена элит затормозилась. В регионах Большого Урала ротация перезрела. И в большинстве территорий случилась. Правда, не везде она привела к позитивным изменениям, считает заместитель директора по науке Института философии и права УрО РАН Константин Киселев

Константин Киселев

— Произошла персональная ротация губернаторских администраций, мэров ряда городов, политических функционеров всех уровней и т.д. В регионах, сменивших губернаторов, к власти пришли люди более преданные, более лояльные Кремлю, но менее самостоятельные и сильные. Например, Наталья Комарова много слабее Александра Филипенко. Вообще, создается впечатление, что у Кремля «в запасе» до сих пор нет сильных фигур. И это подтверждается в частности тем, что в Курганской области прежний губернатор Олег Богомолов усидел, несмотря на абсолютно достаточные основания для «вылета» (возраст, срок пребывания и т.д.).

В целом ряде регионов резко возрос уровень политической напряженности. Виной тому — неуклюжие действия исполнительной власти, которая противопоставила себя региональным и местным элитам, при этом не имея сколько-нибудь значимых кадровых ресурсов. Существует закономерность: чем слабее как управленец губернатор, тем сильнее он стремится к авторитарности, тем более конфликтогенна его деятельность. Отсюда и еще один тренд — приход новых губернаторов не изменил общей тенденции на авторитаризм, но усилил ее. Более авторитарными стали режимы в ХМАО, Челябинской области. Сохранили авторитарность другие. Лишь в Башкортостане налицо потепление, но связано лишь с тем, что после Рахимова дальше закручивать гайки уже некуда.