Как сохранить национальную особенность

Артем Коваленко
28 февраля 2011, 00:00
  Урал
Фото: Пресс-служба президента РБ
Рустэм Хамитов

Провоцирование этнических конфликтов — это способ увести общество от сути дела, отвлечь внимание от решения реальных задач: националисты, шовинисты, экстремисты никогда не получат поддержки, заявил президент Республики Башкортостан Рустэм Хамитов. В выступлении на заседании президиума Госсовета глава региона выразил собственную позицию по вопросам укрепления межнационального согласия

Об исламе

— Немалое число тех, кто склонен к ксенофобии, уверено: ужиться с народами, исповедующими ислам, невозможно. Мол, «ислам агрессивен». Но тех, кто так считает, я хотел бы пригласить в Башкортостан и показать, насколько они не правы. Конечно, мы, представители мусульманских народов, где-то и сами виноваты. Лицо нашего ислама зачастую определяют священнослужители, прошедшие обучение в зарубежных центрах. Эту ситуацию мы будем исправлять. На днях в Уфе мы заложим камень в основание Российской исламской академии. И в этом году начнем ее строить. Будем учить своих священнослужителей здесь, в Уфе. Конечно, отгораживаться от крупнейших исламских центров мира мы не станем, это неправильно. Мы пригласим лучших специалистов. Традиционный ислам народов Поволжья толерантный, неагрессивный. Усиление его позиций — очень важная задача для всех нас в стране и республике.

О виртуальном расизме

— Правоохранительным органам, судебной системе необходимо существенно изменить отношение к преступлениям, совершаемым по национальным мотивам. Я приведу пример. Несколько лет назад в Уфе завели дело на настоящего, махрового расиста. Он на нескольких интернет-сайтах пропагандировал идею превосходства одного из этносов над остальными, наносил чудовищные оскорбления народам. Но сейчас он освобожден от ответственности: оказывается, срок давности по его преступлению уже прошел. И он опять продолжает в интернете свою грязную деятельность. И кто после этого будет стесняться в выражениях? А ведь такие люди ранят отношения между народами, убивают дружбу. Они брызжут ядом. Теперь таких как он в башкирском сегменте интернета уже не один и не два. Они начали плодиться, чувствуя безнаказанность.

О преодолении межнациональных конфликтов

— По моему глубокому убеждению, межнациональные противоречия есть продолжение экономических и социальных проблем, которые мы должны решать всем миром, при этом наличие отдельного министерства вроде как снимает ответственность со всех остальных. Но гармонизация межнациональных отношений является задачей всего общества, а не только и не столько чиновников. Решать ее надо силами всего общества, надо активизировать работу депутатов, партий, федеральных и региональных властей. Конечно, нам надо поддерживать все небольшие народы, проживающие в стране, любить их, помогать им. Необходимо способствовать сохранению языков народов страны как важнейшего элемента культуры, как насущной духовной потребности. 2011 год в республике мы объявили Годом укрепления межнационального согласия.

О родных языках и культуре

— Я лично без родного башкирского языка не могу, не могу без родной культуры, книг, театров, песен. Мне все это нужно как человеку, это мое личное, мое внутреннее. И таких, как я, почти два миллиона. Я думаю, то же относится и к миллионам татар, и к полутора миллионам чувашей, и к другим народам РФ. Нам нужен наш язык, наша культура, наши традиции. Одновременно мы понимаем, что насильно обучать языкам нельзя. Как говорят, насильно мил не будешь. Тенденцией в России должно быть многоязычие, мы должны знать не один, а два, еще лучше — три языка. В Республике Башкортостан мы такую политику проводим и будем проводить.

Национальные особенности будут всегда. Их, с одной стороны, нельзя выпячивать, а с другой — нельзя принижать, оскорблять их носителей. Жителям России всегда были присущи взаимная терпимость, разум и ответственность в вопросах межнационального согласия. Не следует отвергать право россиян причислять себя к разным народам и нациям в этническом понимании. Нужно знать, что все это — форма коллективной идентичности.