Потребителя нагрузят

Экономика и финансы
Москва, 07.03.2011
«Эксперт Урал» №9 (456)
Энергореформа вышла на финишную прямую — к свободному оптовому рынку. Но отсутствие четких механизмов образования цен на электроэнергию и перспективы их роста пугают промышленников

Промышленники энергоемких отраслей ждут роста цен на электроэнергию. Как именно поднимутся цены, не знает никто. Но в том, что в ближайшие год-два они вырастут значительно, уверен весь бизнес и все эксперты.

Рост обусловлен совокупностью факторов. Важнейший связан с тем, что обновление мощностей и сетей в стране не проводилось более 20 лет. Отрасли не избежать строительного бума. Энергетиков просто заставят строить, а потребителей — все это оплачивать: инвесторы должны вернуть вложения. При этом априори понятно, что энергия, производимая новыми электростанциями, будет дороже: затраты на оборудование отвечают мировому уровню, потому что изготавливается оно в основном за рубежом. А установленные внутренние цены на топливо и производимую из него электроэнергию до сих пор меньше внешних.

Другой фактор — либерализация, переход российских предприятий с 1 января 2011 года на покупку 100% необходимого объема электроэнергии на свободном оптовом рынке. За четыре года движения в эту сторону цены на рынке выросли из-за подорожания топлива для электростанций в среднем в 2,5 раза, хотя тарифы увеличились только в полтора.

Плановое подорожание

Почему растет стоимость электроэнергии, поставляемой генераторами на оптовый рынок? Объяснение с точки зрения экономики такое: Минэкономразвития РФ проектирует ценовые показатели (так называемые прогнозные индексы, индексы-дефляторы) на 2011 год по разным статьям затрат, обеспечивающим производство электроэнергии. Предполагается, что газ должен подорожать на 15%, уголь — на 10,2%. В структуре себестоимости электроэнергии, вырабатываемой электростанцией, на топливо в зависимости от его видов приходится 70% затрат. Если его стоимость растет на указанные величины, то среднее изменение роста стоимости производства 1 кВт•ч составит 11 — 12%. Такова пропорция. Прочие затраты — заработная плата, средства на ремонт оборудования и т.д. — вырастут на 7,9%. Далее добавляются факторы, определяемые особенностями функционирования рынка плюс услуги по транспорту и сбыту.

С января масла в огонь подливает то, что Администратор торговой сети, контролирующий работу рынка, до сих пор не предоставил данные о новых ценах на электроэнергию. Поэтому промышленники не могут планировать себестоимость продукции на перспективу. Как говорит советник президента Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей Владимир Семёнов, из-за этого заводы не могут назвать заказчику четкую цену на свою продукцию на весь год: «Мы не знаем, на какой уровень поднимутся цены на электроэнергию. Как в такой ситуации заключать контракты? Особенно это актуально на фоне сохранения перекрестного субсидирования населения промышленностью». Рыночные цены сложатся в лучшем случае к апрелю — грядущие перерасчеты за приобретаемую сейчас по условным ценам электроэнергию и пугают компании.

По официальному прогнозу Минэкономразвития на 2011 год, средний рост стоимости электроэнергии для промышленных потребителей по РФ, приобретающих электроэнергию не на оптовом рынке, а у региональных поставщиков, не должен превысить 15%. В структуре тарифа на электроэнергию стоимость покупки в среднем составляет 60 — 75%: на эту часть теперь приходится свободное рыночное ценообразование. Регулируемыми государством (путем установления тарифов) на 2011 год остаются только две составляющие остальных 25%: сбытовая надбавка гарантирующих поставщиков — 5% и стоимость услуг по передаче электро­энергии по региональным сетям — 20%.
РЭКи теперь отвечают за рост только этих двух тарифов, рассчитывают их и утверждают. А рыночная часть тарифа должна определяться нормативными документами, утвержденными на уровне Российской Федерации. По непонятным причинам федеральными органами власти до сих пор не выпущен ряд документов, регламентирующих ценообразование на розничном рынке, в том числе отсутствует механизм, определяющий, какой должна быть стоимость для конечного потребителя электроэнергии и мощности и как складывать все ее составляющие.

За сетями генерация пошла

Перевод отрасли на рыночные механизмы определяет новую тарифную политику. Здесь основной тренд — государство отказывается от прямого ценового регулирования в тех сферах электроэнергетики, где возможна конкуренция. То же в ближайшее время можно будет ожидать применительно к сбытовым услугам. Независимые сбытовые компании уже сейчас могут устанавливать свою надбавку. РЭКи регулируют ее только у сбытовых компаний в статусе гарантирующих поставщиков. В части конечной цены на электро­энергию тоже возможно создать условия, чтобы между независимыми сбытами и ГП была реальная конкуренция. Сейчас РЭКи как регуляторы изучают и анализируют ситуацию.

Наиболее эффективным решением в новой тарифной политике обещает стать переход на метод доходности инвестированного капитала (RAB). Первыми этой возможностью воспользовались электросети: RAB-методика позволяет не на год, а на более длительный период планировать хозяйственную деятельность, включая инвестиционные возможности и ресурсы, экономить на издержках. А потребитель видит, как тарифы той организации, у которой он покупает ресурсы или услуги, должны измениться в течение длительного периода.

Следом за электросетевыми компаниями, чьи инвестиционные программы увеличились в два-три раза благодаря RAB-методике, на нее намерена переходить и генерация. Первым это сделал КЭС-Холдинг. Топ-менеджменту компании представляется, что необходимые быстрые и значительные инвестиции для простого и расширенного воспроизводства генерирующих мощностей можно получить только посредством оперативного и кардинального изменения тарифной системы.

Отход государства от прямого ценового регулирования в рыночном сегменте электроэнергетики, безусловно, воспринимается не всеми одинаково. «Рост цен на энерготарифы должен жестко контролироваться государством, в частности антимонопольной службой. Сейчас этого не происходит. Энергетики произвольно завышают тарифы, не имея на это должного обоснования», — утверждает директор по продажам «Пумори-инжиниринг инвест» Виктор Комм. Ссылаясь на то, что повышение цен на энерготарифы отразится на себестоимости продукции (она вырастет), Виктор Комм полагает, что всякое повышение тарифов к предыдущему году должно сопровождаться какими-либо усовершенствованиями: «Должна работать следующая формула — одномоментно с увеличением стоимости энергоресурсов предприятия должны получать определенные льготы. К сожалению, рост цен не дает промышленным предприятиям никаких бонусов».

Заместитель министра энергетики и ЖКХ Свердловской области Алексей Соколов обращает внимание на то, что для ряда российских регионов, в том числе и для Среднего Урала, проблема роста тарифов на электроэнергию стоит особенно остро в связи с отсутствием у них источников дешевой электроэнергии. Таких как Красноярская или Саяно-Шушенская гидроэлектростанции в Сибири, которые поставляют энергоресурсы алюминщикам восточных регионов России. «Возможно, именно на Урале необходимо возвращаться к государственному регулированию тарифов на электроэнергию», — говорит чиновник. Несмотря на то, что энергореформа докатилась до финишной прямой — свободного оптового рынка, желающие покатить ее обратно есть. Рост цен — хороший катализатор для таких настроений.

Резюме не обнадеживает: рост цен на теплоэнергетические ресурсы в России неизбежен. Директор Института энергосбережения Свердловской области Николай Данилов решение проблемы видит в массовом внедрении энергосберегающих технологий: «Именно сейчас государство должно объединиться с промышленным сообществом и принять все возможные меры к повышению энергоэффективности на предприятиях». Но для внедрения технологий энергосбережения в России нужно либерализовать внутренние цены на энергоносители, достичь паритета с мировыми ценами. Нынешнее положение нарушает рыночно-равновесные денежные потоки между поставщиками топлива, генерирующими компаниями, потребителями энергии, федеральным бюджетом.  

Отталкиваясь от прогнозируемых темпов роста тарифов на газ, оптовые цены на электроэнергию могут вырасти к 2020 году по сравнению с 2009-м почти втрое
Ускорение темпов роста энерготарифов для населения после предполагаемой отмены в 2014 году перекрестного субсидирования

У партнеров

    «Эксперт Урал»
    №9 (456) 7 марта 2011
    Государственные закупки
    Содержание:
    Не по процедурному вопросу

    Федеральный закон № 94 о госзакупках стал одним из самых радикальных и одновременно провальных законов за всю историю новой России. Сегодня ему требуется коренная модернизация, а лучше — полное обновление

    Реклама