Кого вы слушаете

Горохов Андрей. Музпросвет

Проведем мысленный эксперимент: поймаем на рок- или поп-концерте случайного зрителя и спросим у него, кого из российских музыкальных критиков он знает или даже читает. Слушатель постарше, вероятно, вспомнит Артемия Троицкого, поклонник газеты «Коммерсант» — Бориса Барабанова, студент — Александра Горбачева. Автор книги «Музпросвет» Андрей Горохов, журналист русской редакции «Немецкой волны», почти 20 лет живущий в Германии, скорее, широко известен в узких кругах: его тексты редко появляются в популярных изданиях и давно превратились в своего рода журналистику для журналистов, критику более высокого уровня.

«Музпросвет» — это книга о поп-музыке. Но не в том значении, в каком большинство ее привыкло понимать: практически никакого отношения к «Русскому радио» или MTV эти артисты не имеют. Для Горохова (как, впрочем, и для многих других музыкальных обозревателей) термин «поп-музыка» определяется скорее методом исключения: это все, что не относится к корневой (этнической) или академической музыке. То есть любая музыка, созданная для продажи дисков, шоу и более чем двух десятков зрителей, музыка, имеющая хоть какой-то коммерческий потенциал в диапазоне от тяжелого рока до тонкого фри-джаза.

Первое издание «Музпросвета» вышло еще в 2001 году, и с тех пор пару раз книгу переиздавали со значительными расширениями и дополнениями: несмотря на все трудности последних десяти лет, музыка не стоит на месте. Каждое издание находило и поклонников, и критиков среди как профессионалов, так и простых меломанов: как ни крути, позиция Горохова весьма спорна. И потому — чрезвычайно любопытна.

Ему всегда интересен фронтир — самая новая, необычная, странная музыка, которая двигает мир вперед, ищет новые идеи, формы, звуки и жанры. И поскольку любой жанр или стиль из ныне существующих начинался именно так, «Музпросвет» — обширное, вдумчивое путешествие по всем истокам современной поп-музыки, от соула 60-х годов до психофолка нулевых. Никаких стилевых границ для Горохова не существует: в его понимании хорошая музыка — та, что движет наше понимание и восприятие звука вперед, и не важно, какими способами.

Поэтому здесь нашлось место и странным импровизационным экспериментам коллектива АММ, и склеившему пленку в кольцо Ли Перри, и раннему хаусу, придуманному чикагскими черными диджеями в местном гей-клубе, и немецким пионерам механистической музыки Kraftwerk, и невыносимому для любого обывателя японскому нойз-музыканту Merzbow, и многим другим — от известных широкой публике до давно забытых даже преданными поклонниками артистов.

Проще говоря, это единственная доступная на русском языке работа, дающая почти полное представление о том, как развивалась музыка на протяжении последних пятидесяти лет и в каком состоянии она находится сейчас. В сочетании с интернетом, где любые треки доступны через пару кликов, лучшего пособия по современной поп-музыке (с неизбежным уклоном в авангард) не найти.

Горохов Андрей. Музпросвет. М.: Флюид / FreeFly, 2010. С. 528.