Кому нужны дороги

Сергей Ермак
18 апреля 2011, 00:00
  Урал

В сфере дорожного строительства есть добропорядочные подрядчики, которые прокладывают качественные магистрали, дают гарантии. Но все это перекрывается отсутствием внимания к отрасли со стороны государства, считает генеральный директор дорожно-строительной компании «Автобан» Алексей Андреев

Алексей Андреев

— Алексей Владимирович, так почему в России плохие дороги и можно ли это исправить?

— Проблем в сфере дорожного строительства, как, впрочем, и в других отраслях народного хозяйства, хватает. Я бы их разделил на несколько групп. Первая — существующая система финансирования транспортного строительства. Важно понимать, что прокладка, строительство и реконструкция дорог — сложный в инженерной части и ресурсоемкий процесс. А значит, дешевым он быть не может. Сегодня отрасль страдает от недофинансирования. Кроме того, выделение средств на строительство должно быть предусмотрено долгосрочными программами

Вторая проблема — несовершенство действующей системы размещения госзаказа. Объекты транспортного строительства — это не биржевой товар с его качественной однородностью, стандартностью потребительских качеств. Дорога — продукт штучный, в определенном смысле уникальный. Поэтому действующая практика электронных аукционов для нас просто неприемлема. Справедливости ради надо отметить, что воссозданный, пусть и видоизмененный Дорожный фонд отчасти может улучшить ситуацию в части финансирования, и есть реальная вероятность того, что отдельные положения ФЗ-94 будут приведены в соответствие с задачами, которые решает дорожная отрасль.

Третья проблема — отсутствие современной нормативной базы. Сегодня проектировщики и строители работают по давно устаревшим СНиПам и ГОСТам, несмотря на то, что закон о техническом регулировании принят аж в 2002 году. Дорожники используют материалы, конструктивные элементы, расчетные схемы, не имея нормативной документации, отвечающей современным требованиям. Нужно создавать новые техрегламенты.

Также негативным фактором является разрушенная система профтехобразования. Следствие — острая нехватка квалифицированных рабочих кадров.    

— Поддерживаете ли вы идею об увеличении гарантийных сроков на дороги со стороны подрядных организаций? Губернатор Пермского края Олег Чиркунов предлагал их повысить до десяти лет. 

— Подрядчики сегодня по условиям госконтрактов уже предоставляют гарантии на технологические слои дорожной одежды. Их срок зависит от конструктивных особенностей объекта. К примеру, на дорогах I технической категории мы даем гарантию по земляному полотну не менее восьми лет, по основанию дорожной одежды — не менее шести, по верхнему слою покрытия — не менее четырех лет. Но недостаточно построить дорогу и дать гарантии. Конструкция выдержит восемь или десять лет только при постоянном уходе. Квалифицированное и правильное содержание — это каждо­дневная спе­цифическая работа, которая финансируется меньше, чем того требуют научно обоснованные нормативы. То есть проблема в большинстве случаев не в подрядчиках строительства. Без планомерных и комплексных работ в деле содержания не выстоит ни одна дорога — ни у нас, ни за рубежом.

— Тогда имеет ли смысл в России строить дороги по так называемым контрактам жизненного цикла?

— У этого механизма есть и плюсы и минусы. Истина, как всегда, где-то посередине. Положительно то, что и проектирование, и строительство, и содержание будет вести одна отвечающая за весь комплекс работ организация. Среди минусов: транспортные строители будут заниматься несвойственным им делом — содержанием дорог.

Понимаете, в России есть мощные дорожно-строительные компании, способные и желающие строить дороги как минимум не хуже пресловутых европейских. Но самое важное — это государственная политика в отношении дорог. Все зависит от ответа государства на вопрос: нужны ли России дороги? Остальное — производные.