Средние набирают вес

Банки будут активнее бороться за компании среднего бизнеса, в том числе и быстрорастущие «газели», считает директор управления продаж и обслуживания клиентов и малого бизнеса Уральского банка Сбербанка России Сергей Образ

Фото: Андрей Порубов
Сергей Образ

— Сергей Петрович, как вы оцениваете текущую ситуацию на кредитном рынке?

— Наиболее сложным для банковского кредитования стал 2009 год. В период мирового экономического кризиса значительно сократилось количество функционирующих предприятий, инвестиционных программ, реализуемых потенциальными заемщиками, увеличились риски, что обусловило сжатие рынка кредитных продуктов.

Начиная с 2010 года, наблюдается незначительное оживление в экономике, предприятия постепенно выходят из кризиса, возобновляют реализацию инвестиционных программ. Как следствие, возрастает потребность в банковском инвестиционном кредитовании.

Однако сказать, что предприятия оправились от кризиса, я не могу. В этом вопросе мы можем оперировать данными Росстата по инвестициям в основной капитал. В третьем квартале 2009-го их объем на территории присутствия Уральского банка Сбербанка России составил 137,5 млрд рублей, из них 9,3 миллиарда —за счет инвестиционных кредитов нашего банка. Показатели третьего квартала 2010 года (более поздних статистических данных нет) — 122 и около 13 млрд рублей соответственно.

— Некоторые банки считают финансирование «газелей» слишком рискованным во многом из-за «безбашенности» их проектов. Какова ваша оценка этих компаний как заемщиков?

— Я лучше приведу цифры. Для Сбербанка средний бизнес — это компании с выручкой от 400 млн до 2,5 млрд рублей. И доля таких организаций на данный момент в кредитном портфеле нашего банка составляет 26%.

Возьмем рынок недвижимости. За последние шесть месяцев в сегменте финансирования строительных проектов принято 109 решений. Из них лишь шесть — по крупнейшим и крупным компаниям (сумма финансирования — около 5,5 млрд рублей), 103 — по средним предприятиям (сумма финансирования — около 16 млрд рублей).

Другой пример — сектор производства и переработки продуктов питания. За последние четыре месяца в этом сегменте мы приняли решения по 14 компаниям среднего сегмента с объемом инвестиционного финансирования около 3,7 млрд рублей.

На мой взгляд, в ближайшем будущем среди банков развернется борьба за компании среднего бизнеса, в особенности за «газелей». Конечно, любая быстрорастущая компания получить кредит не сможет, каждое предприятие будет рассматриваться индивидуально. Однако интерес к «газелям» очевиден. Даже если взять минимальную планку прироста выручки в 30% в год, то через пять лет объем реализации компании увеличится в 3,8 раза.

При этом средний бизнес в кризис оказался наиболее устойчив. Мы видели, что крупным закредитованным компаниям было очень тяжело, серьезные проблемы испытывал и малый бизнес. А многие активные, грамотно относящиеся к заимствованию средств предприятия достаточно успешно прошли 2008 — 2009 годы.     

— Каковы, на ваш взгляд, приоритетные отрасли для банковских инвестиций в среднем бизнесе? 

— Если рассматривать потребительский сектор, то это — производство пищевых продуктов и продуктов первой необходимости, коммерческая медицина, аптечные и торговые сети (в основном направленные на продажу продуктов питания, товаров повседневного спроса, парфюмерии и косметики). В промышленном секторе, на мой взгляд, предпочтение стоит отдавать жилищному строительству, средней и малой энергетике, ЖКХ (котельные, сети тепло-, водо- и газоснабжения, системы учета) .

— Почему именно эти отрасли?

— Выбор объясняется несколькими факторами: повышением спроса на товары и услуги в этих отраслях, курсом на импортозамещение. Кроме этого, для поддержки данных отраслей создаются федеральные и региональные инвестиционные институты (фонды ЖКХ, Роснано), разрабатываются госпрограммы («Здоровье», «Доступное и комфортное жилье», развития АПК, энергосбережения). В перечисленных отраслях промышленности велика изношенность фондов. Это означает, что в ближайшей перспективе на их обновление со стороны государства будут направляться внушительные средства.

Через эту призму рассмотрим те же сектора строительства и пищевой промышленности. У сегмента возведения жилья, на мой взгляд, есть четыре фактора, обуславливающие перспективность для банковского финансирования. Первый — стимулирование спроса со стороны государства: жилье для военнослужащих, работников бюджетной сферы. Второй — опережающий рост доходов населения (за 2010 год — около 13,7% по территориям присутствия Уральского банка Сбербанка России) по сравнению с темпами роста ВВП (около 4,7%). Третий фактор — возвращение крупнейших банков на рынок ипотечного кредитования с более мягкими условиями и низкими ставками. Наконец, четвертый — в кризис отрасль очистилась от неэффективных игроков.

Для сектора пищевой промышленности факторы в принципе аналогичны. Это рост цен на продовольствие и продукты сельхозпереработки в России и в мире (по территориям, на которых работает Уральский банк Сбербанка России, индекс потребительских цен прирос на 14,3%). Кроме того, у сегмента есть высокий потенциал импортозамещения. Сегодня, например, 40 — 50% мяса крупного рогатого скота и свинины импортируется. Также для данного рынка характерна поддержка со стороны государства: субсидии, компенсации процентной ставки по кредитам, льготное налогообложение (платится единый налог на сельхозпроизводителя). Кроме того, в сегменте высока вероятность слияний и поглощений, приватизация ряда государственных сельхозпроизводителей.