Уравниловка в хорошем смысле

Только рост качества образования во всех школах может снять ажиотаж с вступительной кампании в первые классы, считает директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина

Ирина Абанкина

— Как вы оцениваете отмену территориального принципа набора детей в школу? Каким должен быть процесс зачисления в первые классы, чтобы родителям не пришлось силой отвоевывать право учить ребенка в лучших учебных заведениях?

— Ситуация во многих городах сложилась драматическая. Дифференциация между школами достигла критических размеров. У родителей уже сложилось мнение, какие школы хорошие, а какие плохие. Вообще мест в школах достаточно, но в хороших школах мест мало. Так что это проблема доступности качественного образования, а не доступности образования вообще. В этих условиях снять конфликт просто организацией прозрачной очереди не удастся: родители хотят записать ребенка не просто в школу, а в хорошую школу, а там мест не хватает.

Мое предложение — создавать сети школ под патронажем лучших: каждое из лучших учебных заведений собирает под свое управление другие школы, распространяет свои методики, проводит уроки и мастер-классы для учителей, решает вопросы переоснащения, организует совместные мероприятия для учеников, то есть активно занимается распространением результатов лучшей школьной практики. Такому учебному заведению надо дать полномочия и ресурсы для «подтягивания» других школ либо на ассоциативной основе (школы объединяются в ассоциацию), либо на административной (создание единого юрлица). Это может позволить в сжатые сроки поднять качество образования в школах, объединенных под одним брендом. То есть необходимо использовать методы сетевого управления для наращивания качества. В дополнение к этому следует организовать прозрачную
запись через интернет параллельно с горячей линией для родителей, их грамотным консультированием для снятия ажиотажа. Но я не сторонник перехода к закреплению учеников по прописке. Это возврат к низкому качеству, отсутствию свободы выбора.

— В идеале вопрос о качестве обучения, подтягивании отстающих школ до уровня лидеров должен решаться с помощью нового образовательного стандарта, который с началом учебного года начнет работать в первых классах…

— Переход на новый стандарт позволит уже в основной школе, а тем более в старшей, переходить на индивидуализацию учебных планов, на выбор образовательной программы в соответствии с интересами учеников, их мотивацией к познанию той или иной группы предметов. До сих пор мы умели сохранять мотивацию на начальной ступени образования, но плохо ее удерживали в основной школе, поэтому в старших классах имеем значительную часть немотивированных ребят. А ведь современная школа должна формировать компетентного человека, способного ориентироваться в образовательном пространстве, работать в коллективе, выполнять проекты и достигать результатов. Если мы говорим, что это не задача школы, значит, не понимаем современную жизнь. Это именно ее задача, связанная и с социализацией, и с развитием человека.

В новом стандарте многое будет зависеть от самостоятельной деятельности учителя. Нет больше обязательного минимума, когда любое отклонение от программы карается. Есть требования к структуре программы и к результату обучения.
А содержательную часть программы учебное заведение может формировать самостоятельно.
В новом стандарте вводится такое понятие, как внеурочная деятельность — десять часов в неделю. Это значит, что образование должно выйти за порог школьного класса. Например, если на уроке учитель рассказывает о видах растений или птиц, значит, во время внеурочного занятия он должен повести детей в ближайший парк на экскурсию, чтобы показать эти растения в природе. Если речь идет об искусстве, значит, один из уроков пройдет в музее. Как построить эту внеурочную деятельность, целиком зависит от творческой фантазии преподавателя и его способности выйти за рамки учебного процесса. Причем, подчеркну, это не дополнительные занятия, а часть обязательной программы, которая оплачивается государством.

Еще один важный момент — вовлеченность родителей в учебный процесс. Органам общественного самоуправления будет отводиться все более важная роль в учебном процессе. Это значит, что родители смогут сами влиять на формирование учебной программы. Если родительский совет сочтет необходимым больше времени уделять какому-то конкретному предмету, значит, педагог должен учесть его пожелания и перестроить программу. Опять же все эти изменения не требуют дополнительной оплаты родителями. И, наконец, родители смогут тщательнее контролировать результаты обучения своего ребенка. Для этого им нужно всего лишь внимательно прочесть новые стандарты начального образования, где четко указано, какими знаниями должен обладать ученик после окончания начальной школы. Например, что касается иностранного языка: ребенок должен понимать на слух речь учителя, одноклассников, участвовать в элементарном диалоге, составлять небольшие описания предмета. Если родители считают, что этих знаний у ребенка нет, это уже повод, чтобы обратиться в соответствующие надзорные органы.

— Школы разные, вряд ли они одномоментно смогут реализовать новый образовательный стандарт…

— Многие школы сегодня говорят, что нет средств на дополнительную оплату труда (а все-таки она потребуется), на создание условий для обучения в соответствии с новыми требованиями. Думаю, что процесс дотягивания всех школ до стандарта займет еще несколько лет. Чтобы ускорить его, нужна согласованная политика федерального, регионального, муниципального уровней, родительской общественности, управляющих советов школ. Каждый участник несет свою долю ответственности: вопросы методического оснащения и повышения квалификации учителей, например, решаются на федеральном уровне, а регионам предстоит правильно пересчитать зарплату педагогам с учетом того, что внеучебная работа войдет в базовую часть оплаты. Я надеюсь, что цепочка правильных управленческих решений позволит стандарт реализовать. Хотя эта задача трудная, дифференциация по регионам и внутри них по школам очень серьезна.