В режиме диалога

Самый эффективный инструмент организации помощи бизнесу со стороны власти — открытое обсуждение, рассказывает директор департамента малого и среднего предпринимательства министерства экономики Свердловской области Максим Годовых

Фото: Андрей Порубов
Максим Годовых

— Представители «газелей» часто повторяют, что не нуждаются в поддержке государства. Это правильно? 

— Мне нравится такая позиция. Если предприятие действительно успешно развивается и не требует особой поддержки — это замечательно. Другой вопрос, что многие из тех, кто так говорил, кардинально меняют мнение, после того как им рассказываешь, что есть возможность организовать продвижение продукции на международных выставках или, например, компенсировать затраты на реализацию внешнеэкономических контрактов (на сертификацию, на уплату процентов по кредитам и т.д.). По крайней мере, уже в этом году несколько всем известных региональных компаний-«газелей» заявились у нас на конкурс и получили поддержку, тем более что большая часть из них относятся к малому и среднему бизнесу (до 1 млрд рублей оборота и до 250 сотрудников).

— Какие форматы диалога региональной власти и среднего бизнеса вы считаете правильными?  

— Самый правильный формат общения с бизнесом, который и позволил нам разработать существующую систему поддержку предпринимательства, — обсуждение: дискуссионные площадки, мозговые штурмы, стратегические сессии. Происходит это так: сначала собираемся с предпринимателями — спрашиваем, чего не хватает, в чем нужна поддержка, какие есть идеи. К примеру, они говорят, что нужна помощь в приобретении оборудования для производства. Следующий круглый стол собираем с представителями лизинговых компаний, потом — с банками, далее с производителями оборудования. Примерно вырисовывается контур инструмента поддержки — компенсация авансового платежа по лизинговому договору. Затем идет обсуждение с сотрудниками департамента, организациями инфраструктуры, инвестиционным управлением и т.д. — откуда можно привлечь деньги. Через несколько дней появляется положение, подается заявка на конкурс на финансирование из федерального бюджета и т.д. Все инструменты поддержки, которые появились с прошлого года, разработаны именно так, с подачи бизнеса.

— Какие формы развития среднего бизнеса сегодня есть в программах департамента, в чем их особенность? 

— В целом вся поддержка представлена в четырех направлениях. Во-первых, это подготовка, включая помощь в упаковке проектов, патентовании, прототипировании и т.д. Во-вторых, финансирование, создание возможностей для приобретения основных средств, кредитования или получения лизинга, пополнения оборотных средств или компенсации затрат. В-третьих, офисные и производственные помещения для размещения бизнеса, в том числе предоставляемые на льготных условиях (бизнес-инкубаторы, технопарки). В-четвертых, это программы развития — все, что необходимо сделать, чтобы бизнес рос, завоевывал новые рынки, кооперировался с другими предприятиями, выходил на экспорт. Для предприятий среднего бизнеса может быть актуально все, что связано с развитием инноваций — компенсация затрат на приобретение оборудования, защиту интеллектуальных прав собственности, венчурное финансирование или прямые инвестиции, а также продвижение, льготное участие в выставках, форумах, деловых миссиях в России и за рубежом, программах развития международной деятельности. Кроме того, если предприятие заинтересовано в привлечении инвестиций, но при этом переросло наши объемы государственной финансовой поддержки, можно помочь с привлечением дополнительных инвестиций: венчурные фонды, бизнес-ангелы, западные инвестиционные компании, IPO, банки, институты развития. Мы постарались выйти на взаимодействие и заключение соглашений с большинством этих организаций и готовы помогать продвигать проекты из Свердловской области.