Особая роль

Федеральные университеты должны доказать свое право выполнения особой функции на формирование социального капитала, уверен проректор по экономике и стратегическому развитию УрФУ Даниил Сандлер

Даниил Сандлер

Базовым на конференции «Устойчивое развитие российских регионов: человек и модернизация» стал доклад «Человеческий потенциал агломераций и эффективность компаний», подготовленный Высшей школой экономики и менеджмента УрФУ. Однако дискуссия вышла далеко за пределы заявленной темы, охватив проблемы формирования социального капитала.

— Даниил Геннадьевич, в чем отличие социального капитала от человеческого?

— Человеческий капитал — это источник богатства нации. Социальный капитал — это навыки общего коллективного поведения. Стремление к более высокому качеству жизни, интеллектуальному развитию — все это часть социального капитала, то, что называют культурой общества.

Дискуссия показала, что исследовать только потенциал человеческого капитала недостаточно. Общество должно выработать общие социально-поведенческие установки. Сейчас их отсутствие мешает нам двигаться к модернизации экономики и общества на нужной скорости. Если человек живет в обществе, в котором нет установок на долгосрочное развитие, повышение стандартов качества жизни, нет общих ценностей положительного характера, того, что называют патриотизмом, горизонты его планирования сужаются. Он или деградирует, или стремится из этого общества исчезнуть.

— Какую роль в формировании социального капитала играет высшая школа?

— Очень важно, чтобы в обществе были условия для гармоничного развития личности. Университет — это не просто место учебы студентов, место научных исследований. Это еще и место воспитания идеалов и стандартов поведения, место и инструмент социализации молодых людей. Именно здесь формируются навыки социального поведения, осознанное поведение индивида в обществе, причем в каждой школе модель вырабатывается своя. Не случайно в практике большинства европейских стран, США окончание конкретного университета означает принадлежность к определенному сообществу. То, что у нас появилось такое понятие, как «федеральный университет», который помимо миссии образования, развития науки и инновации несет еще и миссию социальную, очень важно.

— Насколько УрФУ готов выполнять функцию социализации?

— Пока все оценки говорят о том, что это плохо удается в России. У нашего университета, который создан на базе объединения УГТУ-УПИ и УрГУ, по крайней мере, есть традиции. В обоих университетах серьезное внимание уделялось не только учебе, но и отдыху, развитию студентов. Как минимум есть подходы к вовлечению молодежи в социальную жизнь. А значит, есть шансы на то, что из этого удастся создать новую обогащенную модель. Такую задачу нельзя решить ни за год, ни за три. При этом надо понимать, что это серьезный вызов для системы федеральных университетов в целом. Или они несут социальную функцию наряду с образованием, наукой, инновациями, или становятся в обычный ряд коммерческих предприятий, а это совсем не то, чем должен являться университет. То есть федеральные университеты должны доказать свое право на особую роль: государство и общество от них этого ждут. Иначе право формировать поколение будет отобрано в пользу других общественных институтов.