Занести в профиль

Сергей Ермак
30 мая 2011, 00:00

В ближайшем будущем единственным динамичным сегментом телеком-рынка будет широкополосный доступ в интернет, в первую очередь — беспроводной. В таких условиях операторам необходимо диверсифицировать бизнес. Одной из точек долгосрочного роста может стать агрегация контента, считает коммерческий директор «Ростелеком-Урала» Илья Васкецов

Илья Васкецов

— Илья Владимирович, каким был для телекоммуникационного рынка 2010 год?

— Он характеризовался выходом из кризиса.
В связи с этим телеком-отрасль показывала достаточно хорошие темпы роста. Основными драйверами, на мой взгляд, были мобильная связь и широкополосный доступ в интернет (ШПД). Мы по выручке в сотовом сегменте приросли на 15% относительно 2009 года, в ШПД — на 25%.

— В 2011-м эти тенденции сохранятся?

— В сегменте мобильной связи, скорее всего, нет. Сегмент голосовых услуг насыщен (мы ожидаем нулевой прирост по этому направлению в 2011 году), передача данных, безусловно, будет расти. Но без внедрения сетей третьего или четвертого поколения (пока в силу нормативных ограничений в коммерческой эксплуатации у «Ростелеком-Урала» находятся лишь сети второго поколения. — Ред.) темпы будут не слишком быстрыми.

Сегмент фиксированного ШПД, наоборот, вновь увеличится в денежном выражении на 20 — 30%. Сегодня мы наблюдаем, что темпы падения ARPU (средний доход с абонента в месяц. — Ред.) замедлились. Ценовая конкуренция, характерная для 2007 — 2009 годов, перешла в иную плоскость: операторы переориентировались на наполнение цены содержанием.

Для нас рост сегмента ШПД связан еще и с заменой медных каналов связи на оптические. Здесь мы развиваемся достаточно быстро. На 1 января 2011 года техническая возможность подключения к оптоволоконной линии была у 100 тыс. домохозяйств, на начало мая — это уже 400 тысяч. К концу года мы планируем увеличить цифру до 1,4 млн домохозяйств.

— Что будет с фиксированной связью? Падение, наблюдавшееся последние несколько лет, продолжится?

— Сегмент продолжает сжиматься. Но темпы отказов от традиционной фиксированной связи в пользу мобильной или IP-телефонии замедлились. Мы продолжаем ставить телефонные аппараты в тех населенных пунктах, где раньше наблюдался дефицит. За счет этого в абсолютном выражении база по итогам 2011 года может сохраниться.

Не будет существенного роста и в сегменте междугородной и международной связи. Скорее, для него окажется характерно перераспределение долей операторов.

— Сегодня телеком-компаниям явно необходимо искать новые точки роста. Одной из них может стать контент. На ваш взгляд, стоит ли операторам заниматься развитием этого, по сути, непрофильного направления?

— В этом вопросе моя позиция однозначна. Делать ставку исключительно на сеть доступа — ошибка. Операторам необходимо заниматься наполнением каналов содержанием.

Схем может быть несколько. Первая — оператор создает контент сам.

Вторая схема — предоставление контент-услуг осуществляется от имени оператора, но формируются они за счет получения полуфабриката от поставщика контента либо приложений. По такой модели мы сегодня работаем с кино и музыкой, а также с различными приложениями для бизнеса и частных клиентов. Ростелеком покупает права, предоставляет контент под своим брендом пользователю и потом расплачивается с правообладателем. В мае, например, мы запустили «Конструктор сайтов», планируем заниматься проектом «Безопасный дом» и т.д.

Такая модель выгодна обеим сторонам: оператор получает контент, а поставщик контента — доступ к абонентской базе.

— С музыкой и фильмами понятно, но если говорить об интернет-телевидении, играх, IP-телефонии (например, пресловутом Skype), то здесь агрегаторы до сих пор монетизируют вашего абонента, не делясь доходами…

— Сегодня технология DPI позволяет анализировать трафик и выставлять приоритеты тому или иному потоку. Скорость доступа к тому же Skype можно достаточно просто урезать со стороны оператора. На мой взгляд, контент-агрегаторы должны платить провайдеру за доступ к абонентам. Это нормальная практика. На данный момент мы готовы, например, сделать оферту Microsoft с предложением распределять доход от Skype.

При этом операторам связи важно формировать собственные предложения. Не скрою, сейчас Ростелеком, например, ведет работу над российским аналогом Skype. Но отмечу, с нашей стороны никаких решений о закрытии или деградации доступа, например, к тому же Skype, не принималось. Сейчас такие шаги были бы несвоевременными.