Работа по инерции — тупиковый путь

Обострившаяся конкуренция со стороны металлургических комбинатов за конечного потребителя заставит металлотрейдеров кардинально поменять взгляды на бизнес, уверен генеральный директор ООО «Металломаркет “Прикамье”» Сергей Лисков

Сергей Лисков

— Как вы оцениваете изменения на уральском рынке металлопродукции в 2010 году?

— Год был крайне интересным для металлотрейдеров. По многим параметрам и направлениям произошла переоценка взглядов на бизнес, многие сменили внутрикорпоративную философию, технологию продаж. За время кризиса каждому представилась возможность переосмыслить позиции на рынке и проверить свой бизнес на стойкость к подобного рода потрясениям. Такие вещи всегда рождают что-то новое, более современное. Каждый понял свое место на рынке, одни начали сворачивать деятельность, другие искать сильных партнеров, третьи устроили кадровые рокировки, а кто-то принял смелое решение двигаться вперед, развивая филиальную сеть. Стресс и кризис создали здоровую бизнес-турбулентность.

— В чем выражается смена стратегии поведения металлотрейдеров?

— Каждый сегодня определяет для себя ту нишу, которую он может занять. Прежде трейдеры стремились быть продавцами широкого ассортимента. Было модно иметь крупную металлобазу, где можно скомплектовать большую заявку из самой различной продукции. И не важно, будет это труба, швеллер, уголок или балка. Но тенденции последних двух лет заключаются в том, что крупный бизнес пытается отказаться от мелкой розницы. Широкая номенклатура стала приравниваться к антирекламе. Во-первых, попутный ассортимент всегда дороже основного. Тем более сейчас, когда потребители переходят на новые системы закупок в виде тендеров и электронных торгов, где однозначно выигрывает тот, кто предложит дешевле. Во-вторых, товары, лежащие на складах в довесок к остальным, на падающем рынке стали мертвыми остатками. А денег много не бывает: их хочется вкладывать в развитие, в диверсификацию.

— Какой политики придерживаются сегодня металлургические комбинаты по отношению к спотовому рынку?

— Комбинаты нацелены на выживание: как можно больше продать, пораньше зафрахтоваться, получить объемы стратегических партнеров. Пусть на ущербных условиях для рентабельности. Зато производители будут уверены, что станы не остановятся, а рабочие сохранят занятость. Что касается сбыта конечному потребителю, то комбинаты нацелились на развитие филиальной сети собственных торговых домов. За первую половину 2011 года в Перми побывали уже три из девяти металлургических комбинатов страны. Два из них заявили об усилении позиций на рынке Прикамья. Эта политика однозначно оправдана: быть ближе к конечным потребителям, отыгрывать снижение рентабельности на падающем рынке розницей вполне разумный ход. В результате на рынке в различных секторах происходит перераспределение потоков продукции и долей его участников.

— Приведет ли усиление позиций металлотрейдеров, аффилированных с производителями, к сокращению числа независимых продавцов?

— В развитых странах такого количества металлотрейдеров нет, думаю, в ближайшую пятилетку у нас их не будет. Одиночек ждет поглощение, их работа сейчас больше связана с сохранением текущих показателей, нежели с увеличением доли на рынке. Работа по инерции — тупиковый ход. Скорость развития экономики и меняющиеся принципы закупок на предприятиях, полагаю, дадут независимым компаниям года три.