На взлетном режиме

Активный рост туристического рынка и авиаперевозок продолжается. Если в прошлом году ключевым драйвером развития послужило восстановление экономики, то теперь им должен стать профессионализм игроков

B конце июня в Екатеринбурге состоялся круглый стол, посвященный обсуждению итогов 2010 года и перспектив развития авиаотрасли и выездного туризма летом 2011-го.

Традиционное мероприятие, проводимое журналом «Эксперт-Урал» уже в пятый раз, собрало руководителей авиакомпаний и аэропортов, представителей дипломатических миссий и туристического бизнеса.

Набор высоты

По данным Росавиации, в 2010 году количество пассажиров российских авиакомпаний выросло по сравнению с 2009-м на 26,2% и достигло 56,95 млн человек. Наибольший прирост продемонстрировали международные перевозки — 31,5%, второе место заняли страны СНГ — 23%, третье — внутренний рынок (22,6%). 2010 год стал лучшим для российской гражданской авиации за период с 1992-го: тогда пассажиропоток составил 63 млн человек, а затем начал снижаться.

Уральские игроки, присутствовавшие на круглом столе, поделились результатами, по многим параметрам оказавшимися выше средних по стране. По словам коммерческого директора аэропорта Кольцово Сергея Доценко, в 2010 году обслужено 2,75 млн человек (рекорд за последние 18 лет), плюс к 2009-му — 26,7%. Сильнее всего приросли международные направления (39,8%), затем — страны СНГ (34,1%). Перевозки внутри страны увеличились скромнее: на 18,5%.

ural_472_019-1.jpg
Коммерческий директор аэропорта Кольцово Сергей Доценко: «Если мы ставим задачу организовать подвоз пассажиров на чартерные рейсы из других городов, основной вопрос — формирование конкурентной цены и гарантия стыковки»
Фото: Андрей Порубов

— По количеству пассажиров мы стабильно занимаем пятое место после трех аэропортов Москвы и Санкт-Петербурга, — сообщил Сергей Доценко. — Во многом результаты объясняются активным приходом новых перевозчиков и открытием маршрутов. В 2010 году из Кольцово можно было улететь по 85 направлениям, что на 16% больше, чем в 2009-м. Открыты рейсы в Минск, Монастир, Ош, Рим, Софию, Ханой, Астану и другие города. На 44% увеличилось количество авиакомпаний, среди новичков — Руслайн, Flydubai, ВИМ-Авиа, Ижавиа.

Результатами поделился и базовый екатеринбургский перевозчик — «Уральские авиалинии». Как отметил коммерческий директор авиакомпании Кирилл Скуратов, в прошлом году ее услугами воспользовалось 1,79 млн человек (+20% к 2009-му). Международные направления приросли на 59%, СНГ — на 65%, внутренние — на 20%.

— Результаты прошлого года стали максимальными за историю компании. Мы запустили много новых рейсов (например, в Рим, Стамбул, Вену, Софию) и расширили присутствие в стратегически важных городах (из Уфы и Казани стали летать в Дубай, а из Самары — в Пулу и Тиват), — уточнил Скуратов.

На 2011 год игроки смотрят с оптимизмом. Их настрой оправдан. За январь — май количество пассажиров в Кольцово приросло на 18% (1,1 млн человек против 0,93 миллиона за аналогичный период прошлого года), а пассажиропоток «Уральских авиалиний» — на 28% (717 тысяч против 560).

Активизацию спроса на международные направления подтвердили представители дипмиссий. Генеральный консул США в Екатеринбурге Майкл Рейнерт уточнил, что количество выданных виз в 2010 году увеличилось по сравнению с 2009-м на 25% и достигло 17 тысяч. У Генерального консульства Венгерской Республики (также выдает визы в Финляндию, Латвию, Данию, Словению и Австрию) рост почти двукратный:

— В 2008 году мы выдали 3,3 тыс. виз, в 2009-м — 4,5, в 2010-м — 8,4 тысячи.

ural_472_019-2.jpg
Коммерческий директор авиакомпании «Уральские авиалинии» Кирилл Скуратов: «Главная причина проблем МАУ не недостаток полос, а устаревшая система управления воздушным движением. Аэропорты используют оборудование 70 — 80-х годов. Иностранное позволило бы увеличить плотность самолетов в воздухе, но его почему-то не покупают»
Фото: Андрей Порубов

В первом полугодии 2011-го ожидаем 35-процентное увеличение. А с 1 июля на основании международного двухстороннего договора Генеральное консульство Венгрии в Екатеринбурге также будет представлять в вопросах оформления виз Словакию, — рассказал глава дипломатического ведомства Чаба Байтаи.

Относительно комфортно себя чувствуют туристические операторы и агентства. В 2010 году, по данным Ростуризма, количество выезжающих на отдых за рубеж выросло на 32% (12,6 млн человек против 9,5). Положительную динамику показали все популярные направления. В первом квартале 2011-го (последняя опубликованная информация) турпоток вырос на 7% к первому кварталу 2010-го. В минус из-за беспорядков ушел только Египет: 65-процентное падение для ряда игроков оказалось фатальным.

Зона турбулентности

Революция в Египте, начавшаяся в конце января, в той или иной мере затронула всех (подробнее см. «Тур в революцию», «Э-У» № 5 от 07.02.11).

— Количество предварительных заявок, поданных авиакомпаниями на чартеры на лето 2011 года, на 20% меньше фактических емкостей 2010-го. Что произойдет на деле, остается только догадываться, — говорит Сергей Доценко. — Во многом спад чартеров связан с Египтом. В прошлом году с начала июня по конец октября на перелет в страну было предоставлено 200 тыс. кресел, в этом заявлено только 20 тысяч. Частично провал компенсируется другими чартерными направлениями (турпоток в Турцию в первом квартале прирос на 68%, Тайланд — на 90%, ОАЭ — 37% и т.д. — Ред.).

График 3
Генеральный консул США в Екатеринбурге Майкл Рейнерт: «На мой взгляд, в прямом рейсе из Екатеринбурга в США пока нет необходимости. В 2010 году мы выдали 17 тыс. виз, посетить Екатеринбург захотело около тысячи американцев. Рейс не загрузится»
Фото: Андрей Порубов

Кирилл Скуратов добавляет:

— Из-за обострения обстановки в Египте пришлось свернуть несколько программ, но в целом на нас это не повлияло. Удалось полностью компенсировать объемы за счет других направлений. На мой взгляд, ситуация в Египте окончательно стабилизируется не раньше, чем к концу года.

Больше всего, по оценке директора клуба путешествий «Крылья» Натальи Обожиной, пострадали туристические компании:

— Огромнейшие убытки понесли операторы. Хотя Екатеринбурга это не коснулось, потому что никто из нас не оперирует Египтом, не заключает договоры с авиакомпаниями и отелями. Все операторы имеют либо московские, либо египетские корни. В регионах пострадали агентства, которые не смогли ничем компенсировать Египет. Люди, не отдохнувшие зимой, могли бы выбрать летом другое аналогичное по стоимости предложение, но почему-то этого не произошло. Поэтому агентства по-прежнему находятся в сложной ситуации. Крупным игрокам удалось найти продукты-заменители, маленькие чаще всего просто закрывались. Насколько мне известно, в процессе ожидаемого банкротства сейчас находится несколько челябинских фирм.

Исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев по­дытожил:

— Финансовое положение ряда агентств действительно остается тяжелым. До конца не урегулированы их отношения с операторами, поскольку в договорах прописаны разные механизмы возврата денег. В полном объеме не всем удалось это сделать. Ситуация с Египтом стала еще одним подтверждением необходимости ввода финансовых гарантий для агентств (сейчас они существуют только для операторов). По нашим расчетам, стоимость 10-миллионной «страховки» составила бы 160 тыс. рублей в год. Ее достаточно, чтобы, во-первых, хоть как-то организовать рынок (сегодня в Екатеринбурге работает примерно 850 агентств, в таком количестве нет необходимости), во-вторых, обезопасить и туристов, и бизнес.

ural_472_021-1.jpg
Директор клуба путешествий «Крылья» Наталья Обожина: «Компании, занимающиеся исключительно продажей билетов, рано или поздно приходят к банкротству. У тикетинга одна из самых низких рентабельностей. Авиакомпании чаще всего не дают комиссии, а клиенты не хотят адекватно платить за услугу»
Фото: Андрей Порубов

Интересно, что в Греции тоже периодически происходят волнения, но на туристов они не влияют. Как отметила генеральный директор компании «Музенидис Трэвел Екатеринбург» (монопрофильный оператор, занимается только Грецией) Ольга Ганиева, на направлении наблюдается рост: «Из Екатеринбурга мы отправляем порядка 300 кресел в неделю. На наш взгляд, это хороший результат. Сейчас прорабатываем возможность сделать Грецию из Екатеринбурга круглогодичной».

Однако у Греции в сезоне-2011 другая проблема — слишком много горящих туров. «В этом году самые низкие цены на Грецию и Испанию. Нередко туры продаются ниже себестоимости. Это связано с амбициями операторов, которые неправильно оценили потенциал рынка и заявили слишком много рейсов. Чтобы самолеты не летали полупустыми, операторам приходится снижать цены», — подчеркнула Наталья Обожина.

— Российский туристический рынок работает «с колес». Он еще не дорос до стратегического планирования. У нас вполне возможна ситуация, что сегодня на какое-то направление не найти билетов, а на следующий год туроператоры выставят на него же столько самолетов, что оно будет гореть и появится множество путевок, — подвел итог Кирилл Скуратов.

Проложить маршрут

Нерешенным остается вопрос концентрации авиационных потоков в Москве. Игроки признают, что если процесс продолжится, то снижения темпов развития региональных аэропортов не избежать. В московском авиационном узле (МАУ) сейчас сконцентрировано свыше 75% авиаперевозок, а в 2010 году через него прошло порядка 11 млн «лишних» пассажиров, которые не нашли подходящие предложения в своих городах.

— Одна из причин концентрации транзитных пассажиров в аэропортах Москвы — это трудности, возникающие при попытке транзита через аэропорт Кольцово: авиаперевозка внутри региона не ежедневная, особенно это касается небольших городов, кроме того, дорогая. Например, билет из Нижневартовска до Москвы стоит дешевле, нежели такой же до Екатеринбурга, и это при том, что стоимость туристических пакетов из столицы всегда ниже, чем с вылетом из региональных центров. Таким образом, совершенно естественно, что турист выбирает транзит через московские аэропорты, — заявил представитель генерального директора Трансаэро Тур в Уральском регионе Василий Ковалев.

ural_472_021-2.jpg
Генеральный консул Чехии в Екатеринбурге Мирослав Рамеш: «Количество выданных виз за первые шесть месяцев 2011 года увеличилось на 44% — это рекордный показатель. Ресурсы визового центра используются по максимуму»
Фото: Андрей Порубов

— Локальные ресурсы Екатеринбурга почти исчерпаны: уже сегодня он занимает второе после Москвы место по авиационной подвижности населения, обогнав даже Санкт-Петербург, — объяснил Сергей Доценко. — Лишнее подтверждение — результаты работы авиакомпаний-дискаунтеров на нашем рынке: даже низкие тарифы не стимулировали резкого увеличения спроса. Значит, все, у кого есть возможность и необходимость, уже пользуются воздушным транспортом. Другими словами, в текущей ситуации ориентирование на локальный рынок для нас — это пассивная позиция, при которой темпы роста пассажиропотока Кольцово будут примерно соответствовать среднеотраслевым. Для активного роста необходимо притягивать внешние, транзитные потоки.

Это укладывается в стратегию развития Кольцово. Сергей Доценко:

— Это возможно, если Кольцово станет удобным пересадочным пунктом — хабом. Важно понимать, что хаб формируют авиакомпании, а не аэропорт. Хабы бывают двух видов: искусственные и естественные. Искусственный хаб формирует сильная базовая авиакомпания, стратегически ориентированная на узловые перевозки. Эффективность такой схемы неоднозначна и, к сожалению, попытки ее реализации в отечественной практике закончились печально (банкротством перевозчиков. — Ред.). Примеры — КД-Авиа в Калининграде и КрасЭйр в Красноярске. Естественный хаб формируется там, где широкая география, высокие базовый спрос на авиаперевозки и частотность полетов (до нескольких рейсов в день). В нашей стране единственный пример естественного хаба — Москва. Поскольку мы объективно не можем претендовать ни на первую, ни на вторую модели, придется выстраивать комбинированную схему. Здесь мы видим три основных сегмента или этапа, по приоритету. Первый — сориентировать на Екатеринбург туристический трансферт, следующий сейчас через Москву. Второй — интегрировать Екатеринбург в глобальную авиатранспортную сеть, позиционировать его в качестве центра международного трансферта из Европы в Азию. Третий — стать удобным узлом для внутрироссийскх потоков, например при перелете из северных регионов на Черное море, или с запада страны на восток.

Для развития ближнемагистральной маршрутной сети аэропорт приобретает четыре 30-местных самолета Embraer-120 с последующей передачей их в эксплуатацию региональной авиакомпании. Такая практика уникальна даже по мировым меркам. Уже этим летом Екатеринбург будет связан регулярным авиасообщением с Омском, Оренбургом, Пермью, Тюменью, Магнитогорском, Советским, Няганью, Кустанаем, Карагандой и другими городами в радиусе тысячи километров.

ural_472_021-3.jpg
Директор филиала туристической компании S7 Tour в Екатеринбурге Владимир Таширов: «В 2010 году продажи авиабилетов у нас выросли примерно в два раза. В основном это обусловлено вступлением в альянс Oneworld, что обеспечило хорошие сквозные тарифы на многие международные направления»
Фото: Андрей Порубов

Общая тенденция, обусловленная развитием аэропортов, — их консолидация. В феврале 2011 года ГК «Ренова» (владелец Кольцово) выиграла конкурс на реконструкцию нижегородского аэропорта Стригино, она выкупает контрольный пакет. В ближайшее время будет создана единая управляющая компания.

— У нас есть представление о том, как в России должна быть построена система хабов. Стратегически интересно иметь какие-то аэропорты на Дальнем Востоке, в центре страны, на юге, на северо-западе. Сейчас мы работаем над приобретением еще нескольких объектов. Что это даст? Во-первых, позволит унифицировать процессы и сократить себестоимость услуг для авиакомпаний и пассажиров. Во-вторых, во всех аэропортах будет работать единая система мотивации перевозчиков и пассажиров. В-третьих, можно консолидированно развивать маршрутные сети, — пояснил Сергей Доценко.

Помимо холдинга «Реновы» в России работает еще два: «Новапорт» управляет аэропортами Новосибирска, Челябинска, Томска, Читы, Барнаула и Астрахани, а «БазЭл Аэро» — Краснодара, Сочи, Анапы, Геленджика и Ейска. (О развитии аэропортовой инфраструктуры см. «На головку сели», «Э-У» № 18 от 09.05.11.)

Перевозчики отмечают, что консолидация выгодна для них. Кирилл Скуратов:

— Это хорошая практика, потому что почти все аэропорты, не входящие в холдинги, не могут определиться с политикой работы. Их отношение к авиакомпании может меняться едва ли не ежеквартально: то они нас любят и ждут, то готовы развивать местного перевозчика и нам не рады. Стабильности во взаимоотношениях добиться не получается. В ближайшие годы аэропортам крайне важно активно развиваться. Сейчас ситуация такова, что не аэропорт диктует авиакомпании свои условия, а наоборот. Провозные мощности перевозчиков загружены практически полностью и по большому счету им все равно, откуда летать. Мы свой объем получаем, спрос растет. Уже сегодня позволяем себе не сотрудничать с рядом аэропортов, которые не идут нам навстречу. В будущем это только усилится. Так, до конца года мы выведем из эксплуатации Ту-154М. С аэропортами, которые не сертифицированы на прием иностранных самолетов, видимо, по этой причине работать не будем. С холдингами гораздо проще договариваться: они, во-первых, сами развиваются, во-вторых, понимают плюсы от сотрудничества с нашей компанией.

Таким образом, 2011 год сулит и перевозчикам, и аэропортам, и туристическим компаниям, и консульствам новые рекорды. Одновременно с этим сотрудничество игроков выйдет на новый уровень — как в плане обоюдного развития, так и взаимодействия в сложных ситуациях. Египетский кризис, вероятно, вынудит их выработать максимально безболезненные механизмы решения подобных проблем.